Лечение заикания

Методы лечения заикания

Наиболее легко заикание преодолевается в раннем возрасте (до 4-х лет). Вообще с заиканием легче справиться, если:

  • стаж заикания невелик;
  • у заикающегося нет концентрации внимания на заикании (нулевая степень фиксации);
  • в судороги вовлечены только отдельные группы мышц.

Поэтому родителям необходимо следить за речью ребенка. При проявлении первых признаков заикания следует сразу же обращаться к врачу (логопеду или неврологу). Указывать на возможность развития заикания могут следующие симптомы:

  • ребенок испытывает затруднения перед началом речи;
  • ребенок повторяет первые слова фразы или первый слог первого слова;
  • наблюдаются вынужденные остановки в середине фразы (и даже слова);
  • в речи возникают лишние звуки (а или и) перед некоторыми словами;
  • ребенок вдруг замолкает и отказывается говорить. Это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок начинает говорить, уже заикаясь. Если успеть обратиться к специалисту, заикание можно предотвратить.

Заикающийся ребенок обязательно должен находиться под наблюдением врачей (логопеда и детского невролога). Без врачебного контроля заикание может принять тяжелую форму и повлиять на коммуникативные способности ребенка

Важно также соблюдать следующие правила:

  • ребенок должен находиться в спокойной, благожелательной психической обстановке (это, прежде всего, относится к обстановке в семье);
  • ребенок не должен пугаться (страшные мультфильмы и книги должны быть исключены);
  • информация (книги, фильмы и т.д.), получаемая ребенком, должна соответствовать его возрасту;
  • ребенку не следует смотреть взрослые телепередачи и вообще долго смотреть телевизор;
  • ребенка не следует слишком баловать, поскольку для избалованного ребенка даже намек на ограничение и запрет может оказаться психологической травмой;
  • родители сами не должны говорить слишком быстро или слишком медленно (не по слогам и не нараспев);
  • рекомендуются занятия пением, музыкой и танцами. Они способствуют развитию правильного дыхания и чувства ритма.

Лечение заикания может включать широкий комплекс мер: логопедические занятия, физиотерапию, психотерапевтическую помощь, медикаментозное лечение. Методика лечения подбирается индивидуально, в зависимости от конкретной ситуации.

Логопедические занятия

Цель логопедических занятий – изменение речевой практики. Ребёнку необходимо показать, как строить речь без нарушений, и привить навык подобной речи. Используемые упражнения направлены на ритмизацию речи, замедление её темпа, нормализацию речевого дыхания, расслабление артикуляционной мускулатуры, выработку выразительных речевых интонаций.

Рефлексотерапия

 

Целью рефлексотерапии при заикании является стабилизация эмоционального состояния, снятие напряжения

Физиотерапия

 

Аппаратная физиотерапия при заболевании направлена, прежде всего, на нормализацию тонуса лицевых мышц. Для этой цели могут использоваться дарсонвализация круговой мышцы рта и передней поверхности шеи, диадинамотерапия на область проекции гортани. Для нормализации функций центральной нервной системы может быть рекомендован электросон.

Психотерапевтическая помощь

При лечении заикания у взрослых параллельно с логопедическими занятиями рекомендуется пройти курс психотерапевтического лечения, а в случае детского заикания – получить консультацию детского психолога.

Психотерапия направлена на формирование чувства уверенности в способности говорить правильно. Используются рациональная психотерапия (разъяснение механизма заикания и способов его преодоления), методы прямого и косвенного внушения, обучение пациента управлению своим психоэмоциональным состоянием (аутотренингу).

Медикаментозная терапия

Медикаментозная терапия при заикании включает использование противосудорожных препаратов и транквилизаторов. Данные препараты имеют серьёзные побочные действия, поэтому применение их допустимо только в особенно тяжёлых случаях.

Лечебная физкультура и массаж

Уменьшить нервное напряжение, являющееся причиной заикания, помогут прогулки на свежем воздухе, занятия спортом и подвижные игры. Рекомендуются посещение бассейна, лечебная физкультура и массаж.

Не занимайтесь самолечением. Обратитесь к нашим специалистам, которые правильно поставят диагноз и назначат лечение.

Оцените, насколько был полезен материал

Спасибо за оценку
 

Понятие и особенности логоневроза

Логоневроз или заикание — нарушение речи, основное свойство которого проявляется в патологических изменениях ее течения: темпа, ритма, плавности. Эти изменения возникают вследствие прерывания или наоборот продевания звуков, повторения слогов, «проглатывания» их. Часто с целью замаскировать заикание, человек употребляет слова-паразиты: ладно, как бы и пр.

Возрастной период, в который, как правило, появляется заикание, — ранее детство. В таких случаях, если вовремя не выявить проблему и не начать ее комплексное лечение, легкий или временный логоневроз может усилиться и закрепиться, сохраняясь на протяжении многих лет и принимая хронический характер.

В зависимости от особенностей проявления заикания, логоневроз делится на три вида:

  • клоническое заикание (проявляется в виде непроизвольного растягивания слов, вставления в речь неуместных пауз);
  • тоническое заикание (навязчивое повторение звуков, слогов или слов);
  • смешанный тип логоневроза (проявляется в виде объединения группы симптомов обеих вышеуказанных типов).

Бывает постоянного или волнообразного характера, но в «пусковым рычагом» послужит стрессовый фактор, сложная ситуация, например, выступление перед большим коллективом людей, общение с важным человеком, испуг и сильное волнение.

Органическая и физиологическая основа таких патологических явлений заключается в развитии судорог мышц речевого аппарата, которые сопровождаются нарушением артикуляции и дыхания. Часто заикание проявляется на фоне соматических изменений: лицевых тиков, дыхательных судорог, покраснения кожи, мышечного напряжения, повышения температуры тела и артериального давления.

Страдающий логоневрозом человек отличается тревожностью, мнительностью, низкой самооценкой, чувством собственной неполноценности. Психотравмы — частое явление для людей, речь которых сопровождается подобным нарушениями. Многие талантливые люди бессознательно собственноручно снижают свой потенциал, не выносят на широкое обозрение выдающиеся способности из-за страха общения.

Развивается логофобия или вербофобия, то есть, страх говорить. Эти два нарушения взаимосвязаны и детерминируют проявление друг друга. Необходимость контактировать с другими вводит человека, страдающего заиканием, в состояние ступора, пугает. Это повышает возможность развития судорог речевого аппарата, усиливая проявление речевого невроза. Подобным образом возникает порочный круг.

Профилактика

Заикание не всегда является врожденным дефектом, оно может возникнуть после потрясения, и у взрослого человека, и у ребенка

Важно знать правила профилактики и уберечь близких людей от данного заболевания, так как его легче предупредить, чем тратить большое количество времени на лечение

Эффективные меры профилактики:

дома нужно сохранять спокойную и уютную атмосферу, нельзя ругаться при детях и кричать на них, объяснять ребенку, что он был не прав, можно спокойным и ровным тоном, не травмируя его психику

Категорически запрещается наказывать малыша ремнем или оплеухами;
если у ребенка появились запинки в устной речи, не надо заставлять его много раз повторять слово правильно или как-то концентрировать на произношении слогов внимание;
нужно слушать больше добрых и приятных песен, петь в караоке, учить стихи и рассказывать их вслух.. Даже после полного излечения от дефекта речи он может вернуться в любой стрессовый момент, не стоит на этом зацикливаться и вгонять себя в депрессию

Заикание – всего лишь небольшое нарушение речи, которое хорошо поддается коррекции, а лишние нервы могут только усугубить проявление симптоматики заболевания

Даже после полного излечения от дефекта речи он может вернуться в любой стрессовый момент, не стоит на этом зацикливаться и вгонять себя в депрессию. Заикание – всего лишь небольшое нарушение речи, которое хорошо поддается коррекции, а лишние нервы могут только усугубить проявление симптоматики заболевания.

Заикание чаще встречается в детстве и с годами обычно проходит. Однако бывают пациенты, у которых оно сохраняется или даже впервые появляется во взрослом возрасте.

Причины заикания

Заикание — это нарушение плавности речи в виде задержки произношения или повторения звуков, слогов, слов. По сути, это непроизвольные избыточные движения мышц, участвующих в произношении звуков (мышц лица, дыхательных и жевательных мышц).

Известно, что к факторам риска относят мужской пол и наследственность. Однако само заикание развивается в результате действия множества факторов.

Заикание чаще всего развивается в детстве (от 2 до 6 лет) и постепенно проходит с возрастом — благодаря «дозреванию» головного мозга и проводимому лечению (например, занятиям с логопедом).

К сожалению, если заикание не лечить, то оно может сохраниться на всю жизнь, и тогда пациенту будет сложно нормально общаться и жить. Нередко заикающийся человек старается меньше говорить, замыкается. Помимо этого со временем может нарастать неуверенность в себе, тревога и даже депрессия.

Что делать, если ребенок начал заикаться

Для начала надо изучить основную информацию о заикании, немного узнать о его механизме , причинах и особенностях.

От правильных действий родителей зависит дальнейшее состояние ребенка. Не нужно недооценивать серьезность этой проблемы, поскольку дальнейшее закрепление заикания в подавляющем большинстве случаев приводит к логофобии и нарушению социальной адаптации ребенка. К сожалению, многим детям с заиканием приходится очень трудно в школе.

Нельзя показывать ребенку, что вы считаете это проблемой. Не позволяйте себе при нём проявлять озабоченность из-за заикания. Вы не должны раздражаться, если ребенок слишком долго не может что-то нормально сказать. Не торопите его и не одергивайте, не договаривайте слова за него – тем самым вы только усугубите степень логофобии. Очень часто происходит так, что заикающийся ребенок избегает речевых контактов даже с родными людьми. В зависимости от степени тяжести, особенно в начальной школе, у ребенка вырабатывается сильный комплекс стеснения, стыда за свою речь не только перед сверстниками и учителями, но и перед самим собой.

Необходимо иметь хорошее представление об эффективных принципах диагностики и лечения заикания.

Компетентный невролог или невропатолог поможет провести диагностику или выявить сопутствующие неврологические заболевания: желательно, например, исключить эпилепсию и прочие неврологические патологии. Для этого проводится диагностика: исследование ЭЭГ, МРТ, КТ мозга, а также ангиография сосудов мозга. Далее в диагностике поможет психиатр или психотерапевт. При выявлении органических или психологических нарушений врач должен назначить лекарства, например анксиолитики, противосудорожные и т.д

Обратите внимание, что некоторые врачи проявляют некомпетентность при назначении лекарственных препаратов – от неправильно подобранных лекарств и дозировок может стать только хуже. По этой причине желательно перепроверять назначенный вашему ребенку курс препаратов у нескольких врачей

После диагностики нужно подобрать эффективную методику для занятий с детьми. Есть центры, где специализированно занимаются с детьми с заиканием, есть дистанционные курсы. Также рекомендуется одновременно проводить психотерапию логофобии с детским психологом.
Особенную эффективность при детском заикании показывает метод речевой депривации — метод молчания, который длится от нескольких дней до нескольких недель. Метод молчания используется во многих комплексных методиках, бывают даже такие случаи, что один только метод молчания помогает полностью избавиться от заикания в раннем возрасте.

Несколько советов, как помочь ребенку:

1. Покажите, что вы безусловно принимаете его таким, какой он есть.

2. Говорите со своим ребенком не торопясь, не забывайте делать паузы. Ваша неторопливая, спокойная речь принесет больше пользы, чем любая критика в адрес ребенка, либо советы по типу: «Говори медленнее», «Повтори еще раз медленно».

3

Используйте мимику и жесты, давая понять ребенку, что вы внимательно слушаете содержание его высказывания и не обращаете внимание на то, как он это сказал

4. Уменьшите количество вопросов, которые вы обычно задаете ребенку. Дети говорят более легко, когда они свободно выражают свои собственные мысли, чем когда отвечают на вопросы взрослых. Вместо того, чтобы задавать вопросы, просто прокомментируйте то, что ребенок сказал, дав ему понять, что Вы выслушали его.

5. Проработайте и научитесь со всеми членам семьи говорить и выслушивать друг друга по очереди. Никогда не перебивайте друг друга. Детям, особенно заикающимся, намного легче говорить, когда их не прерывают и не торопят.

6. Понаблюдайте за тем, каким образом вы общаетесь с ребенком. Старайтесь больше слушать его, чтобы у ребенка была уверенность, что его не прервут и что у него достаточно времени для высказывания. Уменьшите количество критических замечаний, прерываний и вопросов к ребенку, и не забывайте о замедлении темпа речи.

7. Если ребенок учится в школе, имея выраженную степень заикания — будет правильным поговорить с классным руководителем о возможности освобождения от устных ответов, если они вызывают серьезный дискомфорт у ребенка. Практику общения ребенок получит и во внеклассное время, зато это избавит его от сильного стресса.

Причины заикания

Чтобы понять, как вылечить заикание, следует осознать, по каким причинам оно проявляется. Условно все причины, которые ведут к возникновению такой патологии, как заикание у детей, можно поделить на две группы: это те причины, которые предрасполагают “почву” и те, что производят толчки к заиканию.

К факторам, которые называют предрасполагающими, принято относить:

  • наличие невропатических патологий разного рода у родителей;
  • невропатические особенности заикающегося малыша (энурез, ночные кошмары, высокая раздражительность, эмоциональные проблемы);
  • конституциональная предрасположенность к болезни (проблемы в деятельности нервной системы, психические травмы).

Также таковыми факторами являются наследственность (врожденная слабость речевого аппарата может передаться наследственно), поражение головного мозга ребенка ввиду разных причин (травмы, полученные внутриутробно и в процессе родов, осложнения после детских заболеваний).

Причины производящие также разделяют на несколько видов. Физиологическими факторами являются болезни с энцефалитическими последствиями, полученные в ранние периоды травмы, нарушения в мозге, проблемы с деятельностью нервной системы, возникшие вследствие болезней и действующие ослабляюще центральные аппараты речи.

Психическими и социальными причинами являются следующие факторы: одномоментная травма психики (страх, сильный испуг), долгий период воздействующая на ребенка психическая травма, постоянные конфликты и связанные с ними переживания, отрицательные эмоции, провоцирующие психическое напряжение. Заикание может спровоцировать также тяжелая травма психического характера. Это резкое и неожиданное потрясение, которое спровоцировало особо острую аффективную реакцию: ощущение ужаса, большой радости.

Заикание у детей может развиться и вследствие изначально неправильного формирования функции речи в детском возрасте. Так, ребенок может привыкнуть говорить очень быстро, начинать речь на вдохе, неправильно произносить звуки. Негативно на детей воздействует и речь родителей, которая характеризуется быстротой и нервозностью, а также слишком сильная нагрузка речевым материалом, несоответствующим возрасту ребенка. Замечено, что настаивание родителей на овладении ребенком в слишком раннем возрасте многими языками провоцирует проявление заикания в одном их них. Ребенок также может слышать речь человека, который заикается, и подражать ему намеренно либо начать заикаться непроизвольно.

В процессе переучивания ребенка-левши у него может возникнуть дезориентация нервной деятельности и, как следствие, заикание. Слишком строгое отношение к школьнику учителя может стать толчком для развития заикания. Для понимания, как вылечить заикание, врач должен определить целый ряд особенностей в конкретном случае заболевания.

Лечение заикания

Лечение заикания у детей и взрослых всегда подразумевает индивидуальный подход к каждому пациенту. Поскольку причины возникновения проблем с произношением и речью у каждого будут своими, то и метод борьбы необходимо выбирать персонально. Кроме того, необходимо учитывать психологическое состояние больного, степень тяжести патологии, возможность коррекции произношения тем или другим способом.

Лечением часто занимаются сразу несколько специалистов. Человеку может понадобиться помощь нервопатолога, логопеда, психолога, психотерапевта. При наличии в анамнезе травм – необходимо заключение вибротолога. Наиболее эффективным является комплексное лечение.

К нему относится при необходимости прием медикаментов, в частности успокаивающих нервную систему препаратов, а также настоев трав подобного действия. Такое способ помогает человеку быстрее успокоиться, не поддаваться страху и панике, расслабиться. Это в свою очередь снижает напряжение и уменьшает частоту заикания.

Хороший эффект также оказывает физиотерапия, курсы массажа, иглоукалывание, гипнотические практики. Для избавления от заикания используют миотерапию, специальные дыхательные упражнения и программы для тренировки дикции. Работа с логопедом позволяет вернуть произношение в норму, как у взрослых, так и у детей.

В лечении заикания большую роль играет спокойная обстановка дома и на работе, умение человека расслабляться и снимать напряжение. Если такая проблема есть у детей, взрослые должны обеспечить им максимально комфортные условия. Не нужно пытаться еще сильнее давить на психику малыша или подростка, указывая на их недостатки

Стоит проявить терпение и выдержку и не акцентировать на этом внимание. Нарушение речи удастся вылечить намного быстрее, если ребенок будет чувствовать понимание взрослых

Поскольку частыми причинами являются личные комплексы, излишняя впечатлительность, или более глубокие психологические проблемы, очень важным в лечении является помощь психолога или психотерапевта. Такие консультации позволяют не только правильно установить обстоятельства, которые привели к заиканию, но способствуют проработке пациентом всей ситуации.

Человек учится контролировать свои страхи и переживания, правильно относиться к жизни. После курсов такой терапии у него повышается самооценка и коммуникативные способности. Он меньше испытывает волнение при разговоре и правильно выражает свои мысли. После устранения причин расстройство проходит самостоятельно.

Если вы страдаете нарушением речи, но хотите разговаривать правильно, помочь вам в этом может психолог-психотерапевт Ираклий Пожариский, который поможет найти причины вашей проблемы и ликвидировать ее быстро и эффективно.

Причины

Ученые многие годы пытались выяснить, чем может быть вызвано заикание, причины его делятся на два вида:

1. Предрасполагающие:

  • Наследственность.
  • Заболевания, вызывающие энцефалопатические последствия.
  • Травмы при родах или внутриутробные патологии.
  • Следствие инфекционных заболеваний.

2. Провоцирующие. Факторы провоцирующего характера имеют накопительный эффект и в результате приводят к нервному срыву, который в свою очередь вызывает заикание. Причинами могут стать:

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

  • Скудное эмоциональное развитие.
  • Сложные взаимоотношения с людьми.
  • Латентные психические нарушения.
  • Сильная травма психического характера (испуг, аффект).
  • Быстрая речь.

Когда изучалась психология заикания, были выявлены типы личности, предрасположенные к логоневрозу. Ученые установили факторы воспитания в семье, которые вызывают заикание у детей, причины и лечение определяют исходя из них. На данный момент различают три типа:

2. Психоастенический. Формируется, когда ребенок находится под гиперопекой – его держат под «стеклянным колпаком», такой человек оказывается неприспособленным к жизни, поэтому ему присуща неуверенность в себе – это весьма частый признак для определения причины заикания.

3. Неврастенический. Если родители ограничивают свободу ребёнка и формируют у него представление о том, что другие люди более ценны, чем он, это приводит к формированию заниженной самооценки при наличии больших претензий к себе.

Рекомендуем: Застенчивость: определение понятия в психологии

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Данные психологические причины заикания в последнее время являются основополагающими в возникновении болезни. Как справиться с заиканием, вызванным особенностями воспитания, может ответить психолог или психоаналитик. Самым действенным методом в данном случае является работа с семьей.

Лечение заикания у взрослых и детей

Посещение разных врачей поможет выявить причины возникновения логоневроза. Специалисты направят на необходимое лечение, каждый по своему направлению, что в результате даст положительные результаты в динамике развития заболевания:

  • логопед – обучает правильному использованию голоса, дыхания;
  • невропатолог, психиатр – проводят терапию нервной системы, воздействуя медикаментозно;
  • психотерапевт – лечение психотерапией (гипноз, аутотренинг);
  • психолог – способствует раскрепощению в общении с окружающими людьми;
  • иглорефлексолог – проводит манипуляции с иглами, снимая нервное возбуждение, способствует налаживанию кровообращения в головном мозгу.

При постоянном неблагоприятном воздействии в семье, рекомендуется корректировка отношений родителей и ребенка.

Прописываются следующие медикаменты:

  • седативные средства: Новопассит, Дормиплант;
  • транквилизаторы: Диазепам, Глицин, Медазепам, Афобазол;
  • для устранения судорог лица: Мидокалм, Магнерот, Финлепсин;
  • препараты, усиливающие кровообращение в мозгу: Ноотропил, Ноофен, Энцефабол.

Для эффективного лечения существуют различные методики терапии, представленные в таблице.

Название
Курс лечения
Направленность
Методика Выгодской И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенской Л.Г.
36 занятий
Создается игровая ситуация, позволяющая сформировать навыки нормальной речи

Проводятся специальные логопедические занятия для выравнивания говора
Методология Смирнова Л.Н.
30 недель
Обеспечивает коррекцию дефекта речи, улучшает память, внимание, развивает мелкую моторику рук, способствует расслаблению тонуса мышц
Методика Силивестрова
3-4 месяца, 32-36 занятий
Создается ненавязчивая атмосфера, общение сводится к минимуму. После периода покоя деятельность направляется на стимуляцию речи ребенка

Проводятся занятия перехода от тихой к громкой речи. Плавный неспешный говор закрепляется в сложных речевых диалогах, беседах, пересказах
Методика Шкловского В.М.
2,5–3 месяца
Выявляется причина заболевания, проводится передел личности человека и его навыков. Больной учится заново правильно ставить речь в ситуациях обычной жизни. Формируется уверенность правильного произношения слов
Методика Арутюнян Л.З.
24 дня, затем 5 курсов по 7 дней за год
Устраняются судороги речевого аппарата, убирается страх перед разговором с другими людьми. Необходимо принятие проблемы и настрой на лучший исход
Гипноз
Единоразово или периодически
«взрослый» метод, для детей категорически запрещен. Некоторые специалисты путем внушения закладывают уверенность в себе. Результат – жизнь без заикания. Есть побочные явления: головные боли, бессонница, снижение памяти

Кроме возможных методик и медикаментов проводятся процедуры плавания с дельфинами, иглорефлексотерапия и электросон.

Также не стоит отсеивать народную медицину, которая может существенно повлиять на благоприятный исход.

Причины заикания

Если появилось заикание у взрослых, причины нужно искать в детском возрасте. Для этой патологии характерно избыточное возбуждение центра Брока в коре полушарий. Он отвечает за согласованную работу мышц глотки, языка, гортани при построении речи. При распространении патологических импульсов на другие области возникает клиническая картина невроза: тики, потливость, спазмы.

Чтобы понять, как избавиться от заикания взрослому, можно попробовать поискать причины в детстве. Поскольку это психоневроз, детские нерешенные проблемы могут не давать от него избавиться:

Иногда патология может иметь в основе органические причины:

  • нейроинфекции;
  • травмы головы;
  • эндокринные нарушения;
  • задержку умственного развития;
  • инсульт.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector