Таблица возрастные кризисы — файл n1.doc

Содержание:

О чем вообще идет речь?

Кризис среднего возраста — понятие собирательное. Речь об эмоциональном состоянии, связанном с переоценкой жизненного опыта в возрастном интервале от 30 до 50−60 лет, когда большинство возможностей, о которых человек мечтал в детстве и юности, упущено (или, наоборот, реализовано) и возникает острое желание что-то срочно в своей жизни изменить. Иногда вместо страстного желания перемен наступает депрессия и апатия.

Кризис среднего возраста многомерен и затрагивает самые разные сферы жизни: личные отношения, жизненные возможности, профессиональную реализацию, материальный достаток. Также это период переживания физических изменений: сила падает, здоровье начинает подводить, накрывает чувство, что смерть не за горами и жизнь идет к закату. Иными словами, нельзя сводить кризис среднего возраста к отдельным сферам: только работа, только семья, только сексуальные отношения, только переживания о старости и смерти — это все и сразу.

Симптомы кризиса среднего возраста

Внешние проявления кризиса среднего возраста различны и отмечаются следующими симптомами и признаками:

— отказом индивида от достигнутого в жизни, невзирая на положительное мнение окружающих о достижениях человека;

— опустошенность, загнанность и жалость к себе;

— ощущение несправедливости жизни, ловушки брака или карьеры;

— депрессия и потеря интереса к ранее многим значимым сторонам жизни;

— смена круга значимых людей и ценностей;

— изменение ценностных ориентиров;

— проявление эксцентричности;

— ощущение бессмысленности жизни.

Все эти признаки способны выбить из душевного равновесия даже успешного человека, разбив при этом крепкую семью, карьеру и привычный уклад жизни.

Средний возраст, а что дальше?

Научно доказано, что средний возраст меньше всех остальных связан с физическим возрастом. В этом и состоит трудность определения четких возрастных границ. То же, кстати, актуально для момента кризиса. Начало и продолжительность среднего возраста зависит от индивидуальных особенностей человека, пережитого опыта и окружающей его среды.

В среднем возрасте человек начинает четко понимать, что от себя и прошлого не уйдешь. Нередко приходит осознание совершенных ошибок, а вместе с ним понимание невозможности отмотать время, чтобы все исправить, изменить («Эх, меня бы сейчас в то время. Совсем по-другому бы поступил. А себе дал бы хорошего пинка»). С опытом не поспоришь. Остается принять его и сделать выводы.

Но какое неоспоримое преимущество имеет взрослость? Возможности. То есть вы не можете что-то исправить, но вы можете начать делать это по-другому. Вы устали от работы или семейной рутины? Наделите ее новыми смыслами и ценностями. Взгляните новым взглядом на привычные вещи.

Часто в среднем возрасте возникает интерес к жизни как к таковой. Человек начинает ей наслаждаться, рассматривать с новых ракурсов. Погоня за статусом, финансами и саморазвитием начинает медленно отходить на второй план. Хотя, конечно, расти во всех планах полезно всегда.

В общем, что я хочу сказать? Взрослый человек может позволить себе быть собой, делать то, что ему нравится, и так, как нравится, на основе предшествующего опыта и ситуаций, когда он делал то, что было нужно. Так что средний возраст дает прекрасную базу для новой жизни. Это своеобразное перерождение личности.

Однако с другой стороны присутствует четкое понимание ограниченности времени. Именно поэтому не нужно тратить его впустую. Каждый шаг зрелого человека должен быть ценен и полезен. В молодости все кажется безграничным: время, силы. Но уже в зрелости приходит осознание того, что это далеко не так. И это, конечно, с одной стороны печально. Но с другой стороны – таков человеческий цикл. Так давайте проживать каждый его этап достойно? Иначе в погоне за «журавлем» можно совсем ничего не заметить и не успеть.

Переломный этап у мужчин

Если для женщин переломные моменты связаны с потерей красоты и привлекательности, для мужчин они привязаны к ощущению физической силы и сексуальной активности. Мужчина, привыкший к активной жизни, осознает, что юность прошла, он уже не вызывает такой заинтересованности у женщин. Отношения с женой давно стали привычными и рутинными, они больше не дают новых эмоций и впечатлений.

В возрасте 40 лет многие мужчины заводят отношения с молодыми любовницами. Восхищение юной девушки — источник укрепления мужской самооценки. Но если у мужчины уже начались проблемы со здоровьем, он больше не чувствует себя полноценным, кризис осложняется.

Благополучно выйти из него получается у мужчин, реализовавших себя в карьере или хобби — социальная успешность становится заменой физической силе.

Как преодолеть кризис среднего возраста мужчине?

Наиболее эффективным способом преодоление кризиса является консультация с психологом. На мой взгляд, лучший специалист в этом вопросе — психолог, консультант Машин Владислав Леонидович.

Данный специалист глубоко проанализирует Вашу проблему, и найдет решение. Самое главное, что консультацию можно получить онлайн.

Если же Вы хотите попытаться преодолеть кризис самостоятельно, то для начала запомните или начните уже сейчас применять несколько советов:

1. Примите свою жизнь

Помните, что переживания о потерянном времени – это новая бессмысленная потеря времени. Рассматривайте предыдущие годы не как разочарование, а как источник опыта – важную подсказку о том, что нужно менять и исправлять.

2. Обдумайте свои ценности

Ценности периодически меняются – это естественно для каждого мужчины. Хорошо обдумайте всё, что имеет для вас значение. Возможно, придётся отказаться от чего-то, что потеряло актуальность.

3. Начните заботиться о здоровье

Спорт, прогулки, медитация, здоровое питание – есть немало способов, позволяющих значительно улучшить самочувствие

Пересмотрев привычки и начав уделять внимание здоровью, уже через несколько месяцев вы можете обнаружить, что чувствуете себя даже лучше, чем 10 лет назад

4. Возьмите свою жизнь под контроль

Возможно, совет звучит пафосно, но ощущение полного контроля над жизнью – одно из лучших средств против кризиса среднего возраста. Для начала добейтесь баланса во всех сферах. Убедитесь, что в течение недели вы уделяете достаточно времени работе, семье, хобби, развлечениям и общению с друзьями.

6. Заботьтесь об отношениях

Прикладывайте больше усилий к тому, чтобы максимально улучшать отношения с близкими людьми. Это сделает вашу жизнь гармоничнее и повысит уверенность в себе.

7. Занимайтесь любимыми делами

Найдите хобби или увлечение. Это может быть любое занятие, максимально непохожее на вашу основную работу и повседневные дела. Удивительный эффект правильно выбранного хобби заключается в том, что вы не только не устаёте от него, но даже чувствуете себя отдохнувшим.

8. Развивайтесь и учитесь каждый день

У большинства людей есть предубеждение, что учимся мы только в детстве и юности, а потом начинается взрослая жизнь, и учиться уже не нужно. Но останавливаться в развитии нельзя. С каждым днём окружающий мир меняется всё быстрее, и чтобы не отставать от этого процесса, необходимо каждый день уделять время образованию и саморазвитию. Хотите на тренинги, записывайтесь на курсы, смотрите обучающие видео, читайте и постоянно пробуйте что-то новое.

9. Прислушивайтесь к себе

Многие из нас гонятся за сомнительными идеалами (навязанными или выбранными под впечатлением). Подумайте, действительно ли ваши мечты принадлежат именно вам? Возможно, вы хотите чего-то совсем другого. Бывает и так, что родители приучили ребёнка отказываться от небольших радостей, и он продолжает делать это во взрослом возрасте. Если у вас имеется подобная привычка – избавляйтесь от неё и чаще радуйте себя приятными мелочами.

10. Будьте позитивны

Каждая жалоба на жизнь ускоряет эмоциональное выгорание. Поэтому учитесь быть позитивными, радоваться хорошим событиям и без лишних переживаний воспринимать плохие.

Рекомендации по преодолению кризиса

В первую очередь рекомендую посетить специалиста. Нельзя рассматривать ситуацию кризиса обобщенно. Для разработки конкретного плана действий нужно знать все особенности личности (для этого нужно провести ряд диагностик, наблюдение), причины кризиса (историю жизни, ценностные ориентации) и многое другое. Человек – уникальный объект науки. К нему нет единых инструкций. В этом и состоит прелесть (и сложность).

Если же визит к психологу пока не возможен, то рекомендую попробовать разобраться в себе с помощью следующих шагов.

  1. Не торопитесь с активными действиями, отдайте предпочтение мыслительным операциям и изучению ситуации. Примите сложившуюся ситуацию. Разделите общую задачу (проблему) на подзадачи. Выделите из них главные и реальные (те, которые вы можете выполнить).
  2. Не пренебрегайте поддержкой со стороны: друзья, дети, супруг, литература.
  3. Будьте активны (образование, работа, общение с интересными и значимыми для вас людьми).
  4. Постарайтесь изменить отношение к сложившейся ситуации, принять себя и ее.
  5. Выпишите плюсы нового положения.

Помните, что кризис среднего возраста – понятие субъективное. Не факт, что каждая женщина с ним столкнется. Но наверняка каждая слышала о нем. То есть может иметь место факт надумывания.

Наслаждайтесь своим новым жизненным этапом! Вы мудры, опытны, красивы. Ваши природные задатки и потенциал никуда не делись, наоборот они подкреплены огромной базой знаний и практикой.

Причины

Одной из причин пубертатного кризиса у подростка является то, что ребенок начинает предъявлять к себе и окружающим новые определенные требования. В виду возраста и отсутствия жизненного опыта чадо не способно самостоятельно справляться с новыми трудностями и нести ответственность за свои поступки.

На то, как будет проходить данный период, влияют как внутренние, так и внешние факторы. Ситуация может сложиться так, что ребенок станет замкнутым, неразговорчивым, снизятся успеваемость и оценки. С другой стороны, подросток может стать конфликтным и раздраженным.

Что относится к внешним факторам:

  • Повышенная опека и контроль со стороны родителей.
  • Психологическое давление;
  • Давление со стороны учителей;
  • Конфликты со сверстниками.

В первую очередь, большое влияние на психику подростка оказывает семья. Непонимание и давление со стороны родителей мешают им воспринимать свое чадо как равного. Подобное явление приводит к частым ссорам и, как результат, затяжному кризису.

К внутренним факторам относится психологическое состояние самого подростка. Ребенок начинает винить себя за свои неудачи, неумение общаться со сверстниками. В особенности это обостряется, если он от природы является скромным, застенчивым. Его раздражает идентичность поведения окружающих. Появляется желание выделиться.

Проблемы с учебой

Как понять, что наступил кризис возраста

Кризис возраста наступает внезапно и также исчезает. Разрешение кризиса связано с установлением новых социальных отношений с окружающей средой, которые могут быть продуктивными и деструктивными.

Изменения в поведении ребенка – признак начала кризиса

Признаки кризиса:

  • меняется поведение;
  • возникает желание бросить хорошую работу;
  • необъяснимые приступы депрессии при выполнении задач, которые раньше делали человека счастливым;
  • смена привычек – занятия, которые раньше приносили удовольствие, теперь скучны.
  • раздражительность или неожиданный гнев;
  • человек покидает (умственно или физически) семью или чувствует себя в ловушке текущих семейных отношений;
  • смотрит в зеркало и больше не узнает себя;
  • стремление к физически свободному течению, движению (бег, езда на велосипеде, танцы, быстрые красные спортивные автомобили, прыжки с парашютом и др.);
  • изучение нового;
  • изменение режима сна (как правило, меньше);
  • появляются мысли о смерти, о ее природе;
  • внешние изменения.

Какие бывают кризисы возраста

2-4 года — становление личной независимости и противостояние воспитанию взрослых

Ребёнок начинает ходить, он понимает, что в какой-то степени стал автономен, поэтому здесь ему важно отстоять свою независимость. Он стремится использовать и совершенствовать обретённые навыки (самостоятельно одеваться, причёсываться, убирать игрушки)

5-8 лет — инициатива и жизнь в социуме

Это период активного взаимодействия с детьми, исследования своих навыков общения и самоорганизации. Дети учатся проявлять инициативу, распределять роли и действовать в социуме.

13-18 лет — самоидентичность и умение учиться

Источником самоидентичности становятся не родители, учителя или товарищи, а сам человек. Он задаёт себе вопросы: кто я? чего я хочу? И, отвечая на них, приходит к пониманию своих потребностей в рабочей и личной жизни, определению своих профессиональной и половой ролей.

20-25 лет — умение строить близкие отношения

Развивается способность любить и отдавать, умение создавать и поддерживать близкие отношения. Если человек долго избегает этих отношений или не может их устроить, есть риск привыкнуть к постоянному внутреннему одиночеству и изолироваться от внешнего мира.

33-35 лет — продуктивность или застой

Время создания семьи, принятия на себя роли родителя, построения и развития карьеры. От уровня реализации себя в этих сферах во многом зависит то, насколько успешным человек будет чувствовать себя на протяжении всей жизни. Если цели, поставленные ранее, не достигаются, человек может опустить руки и остановиться в развитии. 

40-45 лет — принятие новой внешности и переоценка ценностей

На этом этапе женщины склонны беспокоиться из-за неизбежных перемен во внешности, а мужчины — из-за достатка и карьеры. Однако если женщина много занималась работой, бизнесом или политикой, у неё также может случиться кризис «мужского типа».

50 и далее — анализ прожитой жизни

В этот период человек хочет увидеть плоды своих трудов и как никогда нуждается в том, чтобы осознать себя успешным. Если человек приходит к выводу, что жизнь прожита непродуктивно, может наступить отчаяние.

Особенности преодоления

Далеко не всегда при возрастном кризисе нужно обращаться к психологу. Можно попробовать помочь себе самостоятельно. Для этого рекомендуется выполнить несколько действий:

  1. Не пытаться игнорировать ситуацию. Нужно собрать все силы и постараться преодолеть тяжелый момент.
  2. Больше общаться. Для этого необходимо уделять время друзьям, родственникам, находить новые знакомства. Положительные эмоции помогут быстрее справиться с кризисной ситуацией.
  3. Выстроить правильный режим дня. Нужно спать не меньше 8 часов в день, остальное время распределить на работу и отдых.
  4. Нормализовать питание. Есть по 5–6 раз в день небольшими порциями. Употреблять больше овощей, фруктов. Сократить количество употребляемых жиров.
  5. Отказаться от вредных привычек.
  6. Заниматься спортом. Утром рекомендуется делать зарядку, вечером выходить на прогулку.
  7. Уделять больше времени себе. Если есть возможность — попросить выделить отпуск на работе.
  8. Стараться отложить любые тяжелые дела, моменты принятия серьезных решений до восстановления психологического состояния, стабилизации ситуации.
  9. Не нужно сравнивать себя с другими людьми. Каждый человек индивидуален. Желательно постараться найти преимущества в себе, думать о них как можно больше.

Стабильные и кризисные стадии развития

Процесс психологического развития ребенка осуществляется неравномерно. На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут – быстро и резко. Соответственно выделяются стабильные и кризисные стадии развития.

Для стабильных периодов характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Во время стабильных периодов ребенок накапливает количественные изменения, а не качественные, как во время критических. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно. Только сравнив начало и конец стабильного периода, можно представить себе тот огромный путь, который прошел ребенок в своем развитии.

Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по несколько лет. И возрастные новообразования, появляющиеся медленно и долго, оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности.

Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития. Возрастной кризис – это особый период преобразования социальной ситуации развития: новообразование предшествующего периода разрушает старую ситуацию развития и провоцирует образование новой.

Подростковый кризис

Средний возраст наступления этого кризиса отличается у девочек и мальчиков, так же как и форма протекания. У мальчиков процесс идет не так мягко как у девочек. Девчачий возраст от 11 и до 16 лет. Мальчишки же позже начинают бунтовать, с 12 лет и до 18.

Этот кризис — вершина перехода во взрослую жизнь. Основная задача этого периода — обретение автономии как личности. Научиться отвечать за свои поступки, нести полную ответственность за свое поведение.

Как пройдет переходный возраст и сколько это займет времени, зависит от внутренних и внешних факторов.

Гиперконтроль и опека со стороны родителей (внешний фактор), может усугубить протекание кризиса. Ранее получить навыки быть самостоятельным, ребенку не давали. Теперь нутро подростка требует быть самостоятельным, а на деле не получается. Родители не принимают всерьез эти попытки, что приводит к дополнительным ссорам и скандалам.

Индивидуальные психологические особенности (внутренний фактор). С раннего детства у подростка уже есть определенный набор привычек, сложившиеся черты характера, специфика внешности, разные навыки общения. Скромность, стеснительность и застенчивость. Все это может создавать препятствия для вновь появившихся потребностей и стремлений.

Признаки этого кризиса:

  • Желание общаться с ребятами старше себя или со сверстниками, выходит на первый план;
  • Решение подростка единственно верное, без вариантов;
  • Появления новых страхов. Страх провала, поражения, физических изменений во внешности. Боязнь остаться нереализованным и одиноким. Страх стать кем-то другим, не быть самим собой.

В этот сложный для всей семьи период, не стоит забывать, что организм подростка переживает глобальные физические изменения. Идет процесс полового созревания, что само по себе уже большой стресс для любого человека. Из-за этого затруднена работа сердца, легких и мозг кровоснабжается нестабильно.

Все это влечет за собой изменения во внешности ребенка. Будет повышаться интерес к своей внешности, образ нового «Я» будоражит и отвлекает подростка.

Совет!Важно научиться находить компромиссные решения со своим ребенком. Семья должна «работать» одним фронтом

Требования и правила отныне распространяются на всех одинаково. Таким образом ребенок ощутит себя с вами одной командой.

Принимайте ваше повзрослевшее чадо как полноценную личность. Все важные семейные решения, должны приниматься сообща. Ваш личный пример управлениями эмоциями может показать ему, как поступают взрослые люди.

Постарайтесь найти какие-то общие увлечения. Старайтесь быть в курсе того, что интересно вашему ребенку. Любые начинания надо максимально поддерживать. И похвала за достижения обязательна. Ни при каких обстоятельствах не стоит делать сравнения с другими подростками.

Суть и симптомы кризиса

В рамках старости принято выделять три этапа: старение (60-75 лет), старость (75-90 лет), долгожительство (больше 90 лет). Альтернативные названия периодов – ранняя, средняя и глубокая старость соответственно. Это период подготовки к выходу на пенсию, непосредственно выход, адаптация к новому социальному статусу и поиск новых форм занятости. Стоит отметить, что физические сроки периодов могут отличаться. В старости они еще больше размыты, чем во взрослости.

Новообразование возраста – мудрость. Мудрость возникает, только если человек видит и понимает единство своей жизни, невозможность изменить ее. Американский психолог  Эрик Эриксон определял старческую мудрость так: «Состояние духа, взгляд в прошлое, настоящее и будущее одновременно, освобождающий историю жизни от случайностей и дающий возможность установить связь и преемственность поколений». Это высшее достижение старости. Именно достижение, само старение не обязательно означает возникновение мудрости.

Ранняя старость

При нормальном преодолении кризиса зрелости, то есть профессиональной и семейной самореализации, старение плавно вытекает из поздней зрелости. Этот период не считается кризисным и острым.

Старость

Опасным является следующий этап – средняя старость. По силе этот кризисный момент напоминает переходный возраст. Происходит новый слом ценностей, осознание конца и ухода жизни. Этот период еще называют критичной старостью. Она нередко сопровождается депрессией, ощущением покинутости и ненужности, потерей интереса к жизни. Депрессия способна перейти в суицидальные наклонности и попытки суицида.

Глубокая старость

При благоприятном прохождении кризиса наступает период глубокой старости. Это этап старческого слабоумия. Для сенильности (старческое слабоумие) характерны свои особенности:

  • ощущение себя над временем, вне него;
  • исчезновение страха смерти;
  • впадение в детство (психологически старики близки к детям).

Последняя особенность проявляется инфантильностью, эгоцентризмом, привлечением внимания, растущим интересом к играм и безделушкам, непосредственностью, фантазированием и уходом в мечты.

Как вести себя правильно? Советы психолога

Найти подход к ребенку, у которого кризис 1 года, удается далеко не всем родителям. Многие просто начинают строго пресекать неповиновение малыша, часто его ругать и даже наказывать. Это вряд ли принесет пользу. Скорее только навредит неокрепшей психике ребенка. Он не способен сделать причинно-следственные выводы и наказание за что-либо не даст результата. Малыш просто решит, что родители его не любят.

Некоторые взрослые наоборот идут на поводу у капризов ребенка, во всем ему потакают. Такая вседозволенность вредна для формирования личности малыша. Он становится еще более капризным, кризис усугубляется.

Пережить этот трудный период, не впадая в крайности, могут помочь такие рекомендации психологов:

    1. Постарайтесь ограничить количество запретов

Говорите «нельзя» как можно реже, только в тех случаях, когда действия малыша становятся опасны для его жизни. При этом нужно не просто сказать нельзя, а и объяснить почему. Например, нельзя выбегать на проезжую часть дороги, может задавить машина. Не ограничивайте по возможности двигательную деятельность крохи, разрешайте ему ползать, бегать, шуметь. Это просто необходимо малышу. Хочет порисовать не на листе бумаги, а на себе – пусть рисует. Так он познает мир.

    1. Чтобы запретов было меньше, лучше заранее спрятать подальше то, что трогать нельзя
    2. Если ребенок хочет сделать что-то самостоятельно, предоставьте ему такую возможность

При этом не нужно ему постоянно пытаться помочь или торопить, ведь он пока еще только учится.

    1. Малыш отказывается от еды – не заставляйте его есть

Голодным он точно не останется. Нельзя кормить ребенка насильно. Пусть ест столько, сколько ему нужно. Если кроха не хочет есть какое-то блюдо, оно ему не нравится на вкус, не настаивайте. У всех есть свои предпочтения в еде и малыш так же индивидуален как и все.

    1. Учитесь понимать своего малыша

Он пока не может выразить свои чувства словами, поэтому внимательно относитесь к его позывам.

    1. Старайтесь уделять ребенку больше времени, играть с ним
    1. Вместо того, чтобы запрещать ребенку что-то, постарайтесь переключить его внимания на то, что можно и интересно крохе

Все, что нельзя брать, лучше держать вне зоны видимости малыша.

    1. Если у ребенка истерика и его невозможно успокоить или отвлечь, пусть поплачет какое-то время

Не нужно обращать на него внимание. Он поймет, что истерика не поможет и успокоится

  1. Малыши любят в возрасте 1 – 1.5 лет подражать взрослым

Пусть помогает вам в домашних делах. Например, мама прибирает и кроха хочет помогать – дайте ему тряпочку, пусть моет с мамой. Обязательно похвалите его и поблагодарите за помощь.

Необходимо соблюдать привычный режим дня, но сделать его более гибким. Например, чтобы малыш проголодался и хорошо кушал, подольше погуляйте, пусть наиграется и набегается, но не давайте ему что-то перекусить. Тогда вернувшись домой, малыш покушает и хорошо поспит днем.

Не забывайте о том, что родители самые главные люди в жизни малыша. Именно у вас он ищет защиты и поддержки

Подростковый кризис 13 лет

Психология подростка в 13 лет очень неустойчива и часто вызывает недоумение. Особенности поведения вызваны изменениями в гормональном фоне. Подросток начинает взрослеть.

Рекомендуется дать свободу действиям своего ребенка, если он хочет что-то изменить в себе, и не пытаться подавить всеми методами его эмоциональные вспышки. Характеристики подросткового кризиса:

  • Частые смены настроения, эмоциональная нестабильность из-за гормонов;
  • Стремление казаться взрослее, попытка обрести независимость от родителей;
  • Бурное реагирование на критику родителей из-за чувства непонятности, скандалы и срывы;
  • Проявление интереса к противоположному полу и идеализирование сверстников, ребят постарше;
  • Попытки смены имиджа.

Фазы кризиса

Л. С. Выготский выделил 3 фазы кризиса: предкритическую, критическую, посткритическую.

  1. Предкритическая фаза характеризуется возникшим и осознающимся самим человеком противоречием между сложившимися внешними условиями и его отношением к этим условиям. Человек начинает видеть образ более притягательного для него будущего, но реальных путей воплощения этого сценария пока не видит.
  2. На критическом этапе возникает максимальное напряжение в противоречии, оно достигает пика. Сначала человек старается повторить самые общие представления об увиденном идеале. Например, подростки с легкостью перенимают привычку курить или ругаться матом, думая, что это делает их частью взрослого, столь желанного и нового, открывшегося в перспективе мира. Позже осознаются внешние и внутренние преграды, стоящие на пути к другим компонентам нового мира. Если от внешних избавиться более или менее просто, то осознание нехватки внутренних ресурсов толкает на освоение новой деятельности (в примере с подростками – выбор профессии, подработка). В завершение человек сравнивает, насколько ему удалось приблизиться к увиденному идеалу.
  3. На посткритической фазе противоречие разрешается, личность выстраивает новые гармоничные отношения с миром. Если результаты предшествующей рефлексии устраивают, то личность окончательно переводит воображаемое в реальное, иное в свое.

Осложнения, вызванные кризисом переходного возраста

Бывает так, что ребенок не справляется с теми изменениями, которые с ним происходят. Это может быть связано с непониманием со стороны родителей, учителей и особенно сверстников. Также причина может быть в чрезмерной нагрузке. Понятно, что кризис подросткового возраста тяжелое испытание. Если не будет достаточно времени на отдых, нервная система даст сбой. В чем могут проявляться нарушения?

Поведенческие расстройства. Истерики. Отчуждение. Уход из дома. Курение. Употребление алкоголя и наркотиков. Воровство. Нет интереса к общению со сверстниками. Суицидальные настроения и другие формы девиантного поведения.

Расстройства психики. Неврозы, в том числе тики, заикание, фобии. Акцентуации. Психопатии. Обсессивно-компульсивные расстройства. Подростковая депрессия.

Пожалуй, самой сложной проблемой, усложняющей подростковый кризис, является проблема суицидального поведения. Редко подросток действительно желает себе смерти

Попытки суицида это крик о помощи, попытка привлечь к себе внимание. Это сигнал к тому, что человек в критической ситуации, что сам он уже не может справиться со своими бедами

Игнорирование этой проблемы может привести к трагедии.

В случаях, когда вы, как родитель, не можете помочь своему ребенку, когда видите, что в поведении появились описанные выше расстройства, не пытайтесь решить их самостоятельно. В этих случаях не нужно кого-то винить, а следует обращаться к специалистам. К каким? Прежде всего, к психологу. Можно также обратиться к неврологу, психотерапевту или психиатру.

Как помочь своему ребенку в этот трудный момент его жизни? Как не допустить осложнений? Как сохранить теплые доверительные отношения с ним? И можно ли их сохранить, когда ваш вроде бы еще малыш становится просто неуправляемым?

Ответ: да, можно.

Характеристика кризиса подросткового возраста с медицинской точки зрения

Время полового созревания это период роста и развития организма, который протекает скачкообразно, неравномерно и очень активно. Идет интенсивный рост и изменение тела. Детские фигуры постепенно приобретают признаки гендерной принадлежности. Усиленно работают железы внутренней секреции. Совершенствуется мускулатура, идет процесс окостенения скелета. Сердечно-сосудистая система также развивается неравномерно. Нервная система не успевает подстроиться под эти изменения, поэтому часто переходит в состояние торможения или, наоборот, сильного возбуждения.

Такие изменения в организме могут привести к временным нарушениям:

  • перепадам давления;
  • тахикардии(учащенное серцебиение);
  • головокружениям;
  • обморокам;
  • повышенной возбудимости.

Эти проявления непосредственно влияют на состояние здоровья и поведения. Они приводят к раздражительности, нервозности, нарушениям сна. Подростки быстро утомляются, становятся невнимательны на уроках, страдает успеваемость. Таким образом, можно выделить следующие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector