Симптомы и признаки шизофрении у детей и подростков

Формы шизофрении у детей

Выделяют следующие формы: кататоническая, гебефреническая или юношеская, простая форма, привитая форма.

Кататоническая форма характеризуется замкнутостью, кататоническим возбуждением переходящим в ступор, застывании в позах, негативизмом, отказом от пищи, а также  речевого контакта. Депрессия и отрешенность от окружающей действительности отмечается у больных детей кататонической формой. Данная форма шизофрении характеризуется как длительной ремиссией, так и полным выздоровлением.

Гебефреническая (юношеская) форма отличается медленным течением, характерна для старшего школьного возраста. Заболевание начинается внезапно: острая головная боль, рассеянность, бессонница. Основным признаком заболевания выступает немотивированная дурашливость, бредовые идеи, галлюцинации. Исходом болезни выступает слабоумие

Простая форма шизофрении

Характерна для любого возраста, отличительной особенностью выступает утрата интересов, эмоциональное безразличие, нарастающая вялость, замкнутость и снижение интеллекта.

Эпизодически беспокоят галлюцинации, а также параноидальное состояние со злобной агрессией. Больные скитаются по улицам. Болезнь прогрессируя, приводит к апатическому слабоумию, а также оскудению психики

Привитая форма шизофрении

Характерна для детей, перенесшим органические поражения головного мозга и как результат задержка в психическом развитии, преимущественно олигофрения.

Ребенок капризен, замкнут, раздражителен. Течение и исход болезни может заканчиваться выздоровлением, а также длительной ремиссией.

По клинике выделяют такие формы, как непрерывно текущая, приступообразно-прогредиентная, реккурентная-периодическая.

Но исследователи придерживаются классификации В.М. Башиной, в которую входит непрерывная, злокачественная, малопрогредиентная, приступообразная, приступообразная малопрогредиентная, приступообразная рекуррентная и вялотекущая шизофрения

Диагностика шизофрении у детей     

На сегодняшний день существует открытый спорный вопрос касающийся диагностики  детской шизофрении. Шизофрения у подростков манифестирует в пять раз чаще, чем у детей дошкольного возраста. Интересно то, что часть детей болела с детства, но не была диагностирована вовремя.

Диагностика шизофрении у детей происходит при контакте врача с заболевшим. По результатам беседы врач выстраивает картину клиники заболевания, которую далее подтверждает анализами и тестами. При наличии у ребенка личностных расстройств, апатии и оскудении эмоций, плюс рассеянного внимания, плохой памяти и концентрации — врач сразу диагностирует заболевание. Затем изучению подлежат функции мозга, а также нервной системы и маленькому пациенту рекомендуют обследоваться на наличие других заболеваний.

Тесты, исследования, томография мозга, электроэнцефалография покажут четкую картину по заболеванию и врач назначит лечение

Шизофрения у детей — лечение             

Ранняя диагностика для лечения шизофрении очень важна. Психиатрическое лечение рекомендуется при многих симптомах и проблемах шизофрении и на этом должны настаивать родители после посещения терапевта, чтобы не пропустить начало заболевания.

Шизофрения у детей и подростков успешно лечится с учетом индивидуальности и привлечения других специалистов. Важна комбинация препаратов, а также индивидуальная, семейная терапия и внедрение специализированных программ.

Лечение шизофрении у детей, а также подростков включает атипичные антипсихотические препараты. Они хороши тем, что имеют меньше побочных эффектов, в отличие от стандартных лекарств.

Еще статьи по данной теме:

• Шизофрения у мужчин  • Шизофрения у женщин

Симптомы расстройства у детей

В зависимости от возраста признаки шизофрении у детей имеют свои особенности. Так в раннем детстве заболевание проявляется в виде следующих нарушений:

  • хождение по кругу;
  • импульсивность;
  • бег в неопределенном направлении;
  • однообразное возбуждение;
  • немотивированные смех или слезы.

Для позднего дошкольного возраста характерны симптомы расстройства мышления, которые представляют собой фантазирования, полностью заполняющие сознание. Среди ранних проявлений заболевания особое место занимают тревога и страхи. Ребенок с диагнозом шизофрения мнителен, в его поведении появляются навязчивые движения, он жалуется на скуку, становится вялым, пассивным, у него часто и быстро меняется настроение.

Шизофрения у детей подросткового возраста характеризуется галлюцинаторно-бредовыми проявлениями. Обычно эти симптомы впервые возникают в 10-12 лет. Типичной формой расстройства для данного периода развития считалась гебефреническая форма. Определить ее можно по таким признакам, как нелепое «клоунское» поведение ребенка, эмоциональная выхолощенность, разорванность речи, дурашливость. Больные этой формой подростки вычурно фантазируют.

Фантазии содержат желания или опасения, перерастающие во враждебное отношение к людям. Любят такие дети только самих себя. С течением времени у них утрачиваются душевные связи, нарастает опустошение, проявляется холодность к родным. В период подросткового развития встречается кататоническая форма шизофрении. Она носит более тяжелый характер и характеризуется распадом речи и периодами двигательного возбуждения и обездвиживания.

Симптомы расстройства просматриваются в интересах и увлечениях детей. Вместо сказок и рассказов больные интересуются чтением словарей и справочников. Их захватывают вопросы астрономии, проблемы мироздания, загадки древности. Игры таких детей носят однообразный, вычурный характер, однотипное содержание игр способно сохраняться в течение длительного периода.

Постепенно заболевший замыкается в одиночестве и отдаляется от коллектива, становится мрачным, ему кажется, что он хуже всех и поэтому к нему плохо относятся. У больных детей нарушается восприятие. Выражается это в неспособности объединить в единый образ воспринимаемый объект. В острой фазе больные дети сталкиваются с затруднением понимания смысла изображений на красочных картинах. При вялотекущей форме болезни детей дают вполне адекватное описание картин. Симптомы постепенно нарастают, что приводит к распаду личности.

В целом определить заболевание у детей можно по наличию следующих признаков:

  • противоречивость суждений;
  • трудности при общении;
  • подход к пониманию проблемы с разных позиций;
  • неуверенность в своих действиях;
  • нарушения мышления;
  • сложности при возникновении необходимости отвечать на вопросы;
  • нарушения речи (быстрая или отрывистая речь, глухой голос, медленная речь с заиканием);
  • неологизмы;
  • снижение интеллектуальной активности;
  • автоматизм мышления;
  • разрыв ассоциаций;
  • отсутствие интересов;
  • эмоциональная опустошенность;
  • обеднение психики;
  • повторение мыслей;
  • временная потеря способности понимать слова;
  • незавершенность высказываний;
  • стремление к витиеватым высказываниям;
  • рассеянность при чтении;
  • сильные переживания из-за неудач в школе;
  • эгоцентризм;
  • бесцельность.

Симптоматика

Детская шизофрения в своем проявлении может отличаться от симптоматики взрослых больных. В раннем возрасте ее трудно диагностировать. Особенно остро шизофрения проявляется в период возрастных кризисов (трех, семи и тринадцати лет).

Симптомы заболевания разнообразны и зависят от возраста ребенка и формы заболевания. Но общим можно назвать проявление кататонических состояний.

Симптомы кататонического состояния

Кататонические состояния могут проявляться, не зависимо от формы заболевания.

Это состояние отличается повышенным возбуждением, импульсивностью действий. Приступ может длиться несколько часов. Основными симптомами кататонического состояния являются:

  • бесцельный бег или топтание на месте, резкие прерывистые движения без определенной цели,
  • хаотичное хождение, часто по кругу, с «пустым» взглядом. Походка может быть страной с неравномерным ритмом. Ребенок не устает от длительного хождения,
  • возбуждение, резко сменяющееся вялостью. Ребенок может резко остановиться и улечься в страной позе,
  • часто ребенок может проснуться среди ночи, и мучатся бессонницей,
  • при тяжелом течении болезни случаются приступы агрессии. Ребенок буквально крушит все, что его окружает, пытается укусить или удушить себя, может выкрикивать бессвязные слова.

Как проявляется болезнь в зависимости от возраста ребенка?

В раннем детстве заболевание проявляется следующими симптомами:

  • уход от реальности, погружение в себя,
  • гиперактивность,
  • двигательные расстройства (стереотипные движения, регресс ходьбы),
  • бедность эмоций,
  • застывание в необычных позах,
  • бессвязная речь,
  • беспричинные слезы или смех,
  • бессмысленные выкрики.

Для детей шести лет и старше характерным симптомом шизофрении является расстройство мышления. Так же к проявлениям заболевания относят:

  • фантазии, в которые ребенок полностью уходит от реальности,
  • усиление тревожных состояний и страхов,
  • чрезмерная мнительность,
  • вялость и пассивность,
  • навязчивые движения,
  • частые перепады настроения,
  • жалобы на скуку.

Для подросткового возраста основным симптомом шизофрении становятся галлюцинации и бредовые состояния. Как правило, впервые эти проявления болезни встречаются у детей 10-13 лет, но в некоторых случаях и раньше.

Чаще всего подростки страдают гебефренией (одна из форм шизофрении). Она проявляется нелепыми шутовскими выходками, бедностью эмоциональной сферы, разорванностью речи, гротескными, необычными фантазиями.

Основу фантазий составляют странные желания или нелепые опасения, перерождающиеся во враждебное или агрессивное отношение к людям.

Для подросткового возраста основным симптомом шизофрении становятся галлюцинации и бредовые состояния. Как правило, впервые эти проявления болезни встречаются у детей 10-13 лет, но в некоторых случаях и раньше. Чаще всего подростки страдают гебефренией (одна из форм шизофрении). Она проявляется нелепыми шутовскими выходками, бедностью эмоциональной сферы, разорванностью речи, гротескными, необычными фантазиями. Основу фантазий составляют странные желания или нелепые опасения, перерождающиеся во враждебное или агрессивное отношение к людям.

Общими проявлениями заболевания можно назвать следующие особенности:

  • амбиволентность,
  • проблемы коммуникации,
  • неуверенность в действиях или суждениях,
  • расстройства мышления,
  • расстройства речи (речь может быть как быстрой и отрывистой, так и замедленной с заиканиями),
  • выдумывание новых слов,
  • снижение интеллекта,
  • не способность к ассоциативному мышлению,
  • утрата интересов и увлечений, но при этом может быть маниакальная одержимость неким объектом,
  • бедность и невыразительность эмоций,
  • трудности в ответах на прямые вопросы,
  • навязчивое повторение мыслей,
  • незавершенность высказываний,
  • эгоцентризм,
  • вычурные и сложные высказывания.

Прогноз

Дать точный прогноз врач сможет только после изучения истории болезни и проведения диагностики. Легкая форма или своевременное выявление заболевания обычно позволяют ребенку избавиться от большинства симптомов и жить обычной жизнью, никак себя не ограничивая.

При более серьезном развитии шизофрении ребенка могут лишить возможности посещать общеобразовательное учреждение, так как он способен нанести вред себе или окружающим его людям. В таких случаях учиться писать, читать и чувствовать ему приходится в домашних условиях. Чаще всего дети с такими особенностями могут нормально общаться с людьми, если получают необходимое лечение.

Главная задача родителей заключается в том, чтобы уделять ребенку максимум внимания. Дети с шизофренией особенно ранимы. Поэтому требуется проявлять понимание, быть мягкими с ними и показывать свою любовь, чтобы они могли ощутить ее. Если лечение не дает результатов, и ребенок проявляет агрессию, следует все равно придерживаться правильной позиции, излучая только добро. Любые негативные действия могут ухудшить положение. При этом родителям нужно внимательно следить за режимом дня и увлечениями шизофреника, исходя из рекомендаций лечащего врача.

Шизофрения у детей — симптомы

Как распознать шизофрению у ребенка? И каковы же особенности шизофрении у детей?

Симптоматика различна и многообразна:

— появление неологизмов, словообразований (например, погреб — погребение; кладовая- кладбище);

— замедленная речь, с заиканием, глухой голос, иногда речь быстрая или отрывистая, немногословная;

— нарушение мышления;

— одновременное возникновение мыслей, при этом каждый ряд мыслей способен существовать отдельно;

— угасание мыслей в разговоре;

— невозможность отогнать мысли, по причине их изобилия;

— амбивалентность (противоречивость) суждений;

— отсутствие единой линии понимания, подход к проблеме с разных позиций;

— неуверенность в том, что говорят, а также делают;

— сложности при необходимости отвечать на вопросы;

— трудности при обобщении;

— разорванность и бессвязность мышления;

— внедрение без смысла слов;

— трудности в учебе, отвлекаемость, переживания по поводу неудач в школе;

— рассеянность при чтении;

— нерешительность, неуверенность;

— многословность, стремление к изысканности формулировок;

— временная потеря понимая слов;

— незавершенность мысли;

— дефект целенаправленности, разрыв ассоциаций;

— снижение интеллектуальной активности;

— эмоциональная опустошенность, отсутствие интересов и бездеятельность;

— нарушение высших интеллектуальных процессов, обеднение психики, ослабление ее гибкости;

— повторение мыслей, автоматизм мышления;

— отсутствие эмоционального контакта и потеря чувства симпатии, равнодушие, отсутствие радости;

— смешивание чувства радости и печали, переживания по поводу неудач в школе;

— отсутствие эмоционального контакта и потеря чувства симпатии, равнодушие, отсутствие радости;

— появление грубости, бестактных поступков;

— большой эгоцентризм, любовь к себе, отсутствие привязанности к родным;

— смешивание чувства радости и печали,

— любовь к дальнему и одновременно отвращение к близкому;

— интерес к общим вопросам, но не к текущим моментам;

— видение в своей жизни только плохого, а хорошего только в Западной Европе;

— негативизм, противодействие тому, что требуют взрослые;

— ослабление воли и нежелание жить, что-либо делать;

— недоверие к себе, медлительность, бесцельность;

— сосредоточение лишь на коротком временном отрезке.

При наличии у больного эйдетической способности возникает расположение к фиксации зрительного материала. Например, увидев умершего, в памяти еще долго будет всплывать образ этого человека. Навязчивое состояние настолько неприятно ребенку, что ухудшает его состояние.

Большую роль отводят представлениям в момент переживания реальности окружающего мира. Детям больным шизофренией представляется окружающее, как во сне, а окружающая жизнь представляется сказкой. Для детей сложна в изучении геометрия, им сложно представить проекции, а вот алгебра дается легче.

Творческая фантазия, воображение занимает основное место в деятельности детей дошкольников. Им подвластна легкость перевоплощения, создание иллюзорных участников игры.

Дети школьного возраста теряют склонность к фантазированию, а наличие этой особенности у старших дошкольников говорит о задержке на раннем этапе развития. Чрезмерное патологическое фантазирование свойственно для детей с детской неустойчивой психикой, когда одушевляются неодушевленные предметы. Дети дошкольники патологически фантазируют и при этом уживаются с персонажами своих фантазий. Они живут стереотипной жизнью игры, а она в свою очередь является диаметрально противоположной окружающей действительности. Больные шизофренией дети пытаются реализовать стремления неосуществимые в реалиях, мечтают о могуществе и открытии новых стран, очень изобретательны, интересуются вопросами философского характера

Причины возникновения

Исследования по установлению причин развития шизофрении все еще ведутся, и нельзя сказать наверняка, какие именно предпосылки влияют на ее возникновение, но длительное наблюдение за пациентами и изучение их ДНК позволили выделить несколько причин:

  1. Генетические особенности. Порядка 40% шизофреников имеют родственников, в анамнезе которых есть это либо другие психические отклонения. Если близкий родственник ребенка имеет шизофрению, вероятность, что она передастся ему, составляет 10%.
  2. Неблагоприятные социально-бытовые условия и специфика воспитания. Дети, растущие в семьях алкоголиков, наркоманов, чаще имеют серьезные проблемы с психическим здоровьем. Также большое значение имеет атмосфера, царящая в семье. Наиболее опасными с точки зрения вероятности развития шизофрении у детей являются семьи, где родители токсичны в той или иной степени.

    Если родители бьют, унижают, оскорбляют или игнорируют детей, используют их в криминальных сферах, стремятся чрезмерно их контролировать, требуют от них безусловного подчинения, то такая семья однозначно является токсичной.

  3. Сильные психоэмоциональные потрясения. В зависимости от личностных особенностей ребенка, в качестве сильного потрясения могут выступить многие события, даже такие, которые для большинства детей травматичными не будут. Примеры: смерть родственников, друзей, домашних животных, попадание в ДТП, острый эпизод, связанный с прилюдным унижением, изнасилование или другие действия сексуального характера, побои.
  4. Наркомания, алкоголизм. Подросток крайне подвержен влиянию сверстников и других людей, которые его окружают, при этом родители в этот круг доверия входят редко. Если ребенок попадет в неблагоприятную среду, у него может сформироваться алкогольная либо наркотическая зависимость. Особенно повышают вероятность развития шизофрении галлюциногенные наркотики.
  5. Нарушения, возникшие в период формирования плода и при родах. Перенесенные во время беременности инфекционные болезни (гепатит, корь, цитомегаловирус) увеличивают риск развития нарушений в работе головного мозга ребенка. Также вероятность повышается, если мать принимала в период вынашивания препараты, которые негативно воздействуют на плод, употребляла большое количество алкоголя, подвергалась воздействию токсических веществ, включая наркотики.
  6. Шизоидный тип личности. Дети с этой акцентуацией замкнуты, стремятся оградиться от окружающих, часто сообщают, что им неинтересно общаться с ними. Также им сложно понимать эмоциональные переживания других людей. Погружены в фантазии и увлечения, немногословны.

Также в группе риска находятся подростки, которые:

  1. Живут в крупных городах. Городские жители страдают шизофренией и другими психическими заболеваниями намного чаще, чем деревенские. Возможно, это связано с чрезмерно напряженным, полным стрессов ритмом жизни в городах.
  2. Принадлежат к мужскому полу. У мужчин шизофрения в среднем развивается раньше, чем у женщин, поэтому большинство подростков с этим заболеванием — мальчики.

    Но при этом шизофрения с одинаковой вероятностью может развиться у человека любого пола, и, если взять случайную группу людей старше 35 лет, среди них будет примерно одинаковое количество шизофреников обоих полов.

  3. Родились зимой либо весной. Исследователи до сих пор не нашли этому объяснение.

Однако даже совпадение по нескольким пунктам не гарантирует, что у ребенка возникнет шизофрения.

О причинах возникновения шизофрении у детей и подростков в этом ролике:

https://youtube.com/watch?v=bY3YYfWK_5c

https://youtube.com/watch?v=bY3YYfWK_5c

Признаки шизофрении у детей

Рассматриваемое психическое расстройство может проявиться и на первом году жизни, но чаще всего первые симптомы отмечаются в возрасте 7 лет и старше. Родители и окружающие отмечают, что ребенок внезапно становится замкнутым, у него отсутствует интерес к привычным и ранее приятным вещам, нарушается логическое мышление. Вообще детская форма шизофрении достаточно разнообразна и ее проявления имеют свои особенности в разные периоды детского возраста.

В возрасте от 1 года до 3 лет рассматриваемое психическое состояние проявляется кататоническими приступами – присутствует хождение однообразного характера (например, по кругу или по определенной траектории), бег в неопределенном направлении, качания в положении сидя из стороны в сторону или вверх/вниз, внезапный приступ истеричного смеха или слез.

В более старшем возрасте может появиться тревога, ребенка одолевают страхи, на этом фоне теряется способность логически излагать свои мысли, ребенок становится замкнутым, перестает общаться с друзьями и родителями.

После 12 лет врачи отмечают галлюцинации и бред на фоне развития шизофрении. Примечательно, что еще 30-40 лет назад для подросткового возраста была характерна гебефреническая форма рассматриваемого психического расстройства (ребенок ведет себя дурашливо, несуразно одевается), сейчас такой вид шизофрении практически не диагностируется.

Для шизофрении в детском возрасте характерно и отсутствие каких-либо эмоций у ребенка. Например, если окружающие смеются с какого-либо действия или происшествия, то больной ребенок не будет вообще никак реагировать.

Наиболее тяжелым видом шизофрении в детском возрасте считается олигофреноподобная. Она развивается только при нарушениях познавательных способностей и характерна для тех детей, у которых рассматриваемое психическое заболевание развивается в первого года жизни.

Если четко сформулировать симптомы шизофрении в детском возрасте, то получится следующее:

  1. Паранойя. Ребенок думает и уверен в том, что о нем плохо думают и говорят все окружающие – родители, бабушки/дедушки, друзья в детском саду или на игровой площадке.
  2. Галлюцинации. В детском возрасте они особо развиты при шизофрении – например, ребенок может видеть то, чего по определению быть не может.
  3. Безразличие к собственному внешнему виду. Окружающие отмечают, что ребенок абсолютно равнодушен к гигиеническим процедурам и настойчиво отказывается следовать общепринятым правилам – например, не будет умываться, мыть руки, может надеть грязную или мятую одежду, лечь спать прям на полу.
  4. Страхи и тревоги без видимых причин. Ребенок будет жаловаться на присутствие каких-то монстров в комнате или же утверждать, что за ним наблюдают НЛО/чудовища и так далее.
  5. Добровольная изоляция от возраста. Это считается одним из ярких признаков детской шизофрении – ребенок отказывается общаться с друзьями, избегает разговоров и присутствия рядом с родителями и близкими родственниками.
  6. Капризность. Конечно, подобное явление присуще всем детям, то тем, кто подвергается воздействию рассматриваемого психического расстройства присущи резкие перепады настроения по вполне видимым причинам. Например, отказ от покупки ему какой-либо игрушки превращается в длительную/затяжную истерику, переходящую в агрессию.
  7. Нарушение речи. Ребенок может потерять способность вести нормальный диалог. Причем, это может произойти внезапно или постепенно – родители сразу замечают, что малыша, владеющий уже несколькими словами и умеющий построить простейшие предложения, вдруг превращается в «агукающего» младенца.

Если хотя бы 2-3 вышеуказанных признака имеются, то стоит завести специальный родительский дневник и записывать в него все изменения, происходящие с ребенком. Но это нужно делать только после посещения врача! Подобные записи позволят не только родителям следить за изменениями в поведении и развитии малыша, но и облегчат процесс диагностики врачу – шизофрения подтверждается только после длительного наблюдения за больным.

Симптомы шизофрении у детей в раннем возрасте

Признаки шизофрении у детей

Плаксивость, которая сменяется приступами тревожного плача; Двигательная пассивность или наоборот возбудимость сверх меры; Чудаковатость в поведении и речи; Бессонница или наоборот сонливость; Не реагирование на сильный дискомфорт (громкие звуки, резкие прикосновения), и реакция недовольства на тихие звуки, ласковые прикосновения; Плохо развитая моторика, отсутствие желания смотреть в глаза; Отсутствие стремления привлечь внимание к себе, безынициативное поведение;

  1. Для детей дошкольного возраста, характерно патологическое фантазирование. Вначале это просто проявление детских фантазий, но с развитием заболевания фантазии становятся все более и более оторванными от реальности, занимают все больше места в жизни ребенка, и со временем он полностью погружается в мир фантазий и огораживается от реальности.
  2. Дети школьного возраста при шизофрении, как правило, страдают абулией (патологическим отсутствием воли, при котором ребенок неспособен совершать действия или принимать решения, при этом сознавая их необходимость). С развитием заболевание, ребенок утрачивает свои интересы, перестает общаться с друзьями-сверстниками, отказывается посещать школу, все больше времени проводит в постели. С прогрессированием болезни к абулии присоединяются галлюцинации и бред, о которых ребенок молчит. Часто родители воспринимают такое поведение как обычную лень, не придавая шизофреническому процессу должного значения. Со временем эмоции ребенка уплощаются, сглаживаются, в результате чего он становится равнодушным. Мышление становится разорванным, появляется склонность к философствованию при полном отрыве от реальности.
  3. Подростковая или гебефреническая шизофрения, характеризируется чрезмерной двигательной активностью, кривлянием, гримасничеством и беспричинным весельем.

проявляются признаки шизофрении

ПАТОПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОЙ ШИЗОФРЕНИИ

Наиболее существенным изменением познавательной деятельности при шизофрении является нарушение избирательности в структуре широкого круга познавательных процессов.

У детей с благоприятно протекающей шизофренией отсутствуют ролевые игры, они не играют в сюжетные игры, не принимают социальных ролей, не воспроизводят в играх ситуации, отражающие реальные межличностные отношения (семейные, профессиональные). Содержание их игр в одиночку необычно.

Увлечения их односторонни (прослушивают одни и те же мелодии, читают одни и те же сюжеты), продукты их творчества однообразны. Увлечения оторваны от реальности, бессодержательны: сочинения бессмысленных стихов, вычерчивание маршрутов транспорта в вымышленных городах. Увлечения могут быть результатом рано проявившегося интереса к цифрам, шахматам, музыке. Круг интересов ограничен развитием односторонних способностей, которые могут достигать достаточно высокого уровня.

У детей раннего возраста отмечается глубокий познавательный дефицит за счет патологии речи или из-за недоразвития репрезентативной и символической систем. Обнаруживается тяжелое нарушение социального приспособления.

Отмечается также особая неравномерность нарушения интеллектуальной деятельности: трудности выполнения заданий наглядно-конкретного характера при достаточной сохранности вербального мышления и склонности этих больных к вербальным суждениям.

Затруднено овладение орудийными функциями предметов, т. е. у них страдает та сторона психического развития, которая в первую очередь связана с развитием социальных контактов и с усвоением социального опыта.

Асинхронно формируются различные сферы психической деятельности у детей, больных шизофренией: гипертрофировано развитие абстрактных понятий и их недостаточное организующее влияние на формирование перцептивных обобщений.

Дети, больные шизофренией, стойко опережают здоровых сверстников на всех возрастных этапах по уровню развития обобщения. Неравномерно развивается операционная сторона восприятия. Имеются определенные затруднения в оперировании предметными изображениями при сохранном оперировании более формальными геометрическими изображениями. Страдают те стороны предметного восприятия, которые формируются под воздействием предметной практики.

Избирательность мышления (актуализация знаний) на всех возрастных этапах значительно хуже, чем у здоровых детей. У больных формирование избирательности восприятия улучшается с возрастом, однако отстает от такового у здоровых. У больных шизофренией по сравнению со здоровыми детьми меньшая избирательность познавательной деятельности. У них менее устойчивый характер связей и отношений, лежащих в основе формирования обобщенных образцов-эталонов, общих представлений и понятий.

Существует связь между «формализмом» и необычностью мышления, характерной для больных шизофренией. Суть формального подхода к анализу действительности состоит в игнорировании фактора значимости, в отсутствии иерархии, в рядополо-женности свойств и отношений. Формальное понятие внутренне родственно псевдопонятию и комплексу. Любой формально общий признак может быть положен в основу обобщения предметов. Крайний вариант — «вербальный комплекс», когда предметы объединяются по чисто словесной общности и при этом не учитывается, что одно и то же слово может иметь разные значения и обозначать разные признаки (плащ и ночь обобщаются на том основании, что «могут быть длинными»). Такой формальный подход позволяет сближать далекие, разнородные объекты и понятия, что создает впечатление необычности, оригинальности, чудаковатости мышления. Эти закономерности позволяют объяснить «формальную» сохранность интеллекта, склонность к схематизму, формально-отвлеченному мышлению, возможность выполнения довольно сложных видов мыслительных задач, требующих ориентировки в реальных жизненных отношениях, неадекватность обобщений и суждений, основывающихся на необычных, малозначимых, латентных свойствах и отношениях.

Классификация

Основные разновидности шизофрении:

  1. Параноидная. Для этой формы характерно наличие параноидного бреда, галлюцинаций, а изменения в эмоциональных реакциях, кататонические признаки и речевые нарушения отсутствуют либо выражены умеренно.
  2. Гебефреническая. Дети склонны к дурачеству, подростки могут вести себя как дети, их настроение почти всегда позитивное, возможны скачки настроения. Могут быть галлюцинации и бред, но нечасто.
  3. Кататоническая. Основные симптомы — наличие психомоторных отклонений. Чрезмерная двигательная возбужденность сменяется ступором, при котором дети могут не двигаться часами. Эта разновидность заболевания встречается редко. Также для нее характерно отсутствие речи.
  4. Недифференцированная. Присутствуют несколько характерных для шизофрении симптомов, но причислить болезнь к другим типам затруднительно из-за симптоматических особенностей.
  5. Остаточная. Характерно нестандартное поведение, склонность к патологическому накопительству, отказ от гигиены, разговоры с самим собой. Другие симптомы болезни могут присутствовать, но в крайне смягченном, сглаженном виде.
  6. Простая. В поведении преобладает апатичность, эмоциональная отстраненность, безволие. Галлюцинации и бред обычно отсутствуют либо проявляются слабо и редко.

Также существует шизотипическое расстройство, при котором присутствуют симптомы, частично напоминающие шизофрению, но симптоматика стерта, сглажена, часть характерных шизофренических симптомов отсутствует.

История изучения болезни

Расстройство, по внешним признакам похожее на раннее слабоумие или отставание в развитии, впервые было описано еще в начале 19 века в научных работах E. Kraepelin.

Затем в начале 20 века рядом ученых был создан целый комплекс трудов, описывающих психоз у маленьких пациентов, который сопровождается возникновением психомоторного возбуждения и плавным превращением шизофрении в детское слабоумие, к которому относили еще и кататонические расстройства психики.

М. Березовский и А. Н. Бернштейн описывали в своих трудах такую разновидность шизофрении у пациентов, которая объединяла кататонические, гебефренные, параноидные и аффективные расстройства одновременно.

Ученый состав ряда развитых европейских стран, таких как Скандинавия, Швейцария, Дания, Австрия, Германия не смог остаться в стороне при изучении вопроса.

Большой вклад был внесен благодаря написанию научных работ, раскрывающих проблематику проявлений, как отдельных симптомов. К ним относятся двигательные расстройства и расстройства состояния аффекта, сопровождающиеся нарушением адекватного поведения.

В корне с вышеописанными мнениями не совпадают представления французских ученых Michaux L., Duche D, их предшественников и последователей.

Изучением определенных направлений при исследовании вопроса возникновения и лечения заболевания занимались преимущественно английские и американские специалисты. Они пришли к выводу о том, что существует два направления – эволюционно-биологическое и психологическое.

Первая теория основывается на том, что причиной возникновения психических отклонений у людей служит преобразование человечества в целом, соотношение развития большего количества людей с нормальным психомоторным состоянием и патологическими проявлениями, которые в любом случае являются отклонениями от нормы.

Такой позиции придерживались работах A. Gasell (1945), L. Bender, основываясь на утверждениях последней можно смело говорить о том, что заболевание характеризуется как ослабленная деятельность организма, сопровождающаяся различными расстройствами и выраженными психомоторными нарушениями деятельности. Основываясь на такой теории можно делать выводы о том, что детская шизофрения представляет собой нарушение раздельного и пластичного функционирования определенных мозговых структур и совокупные симптомы. Нарушения в деятельности в таких случаях возникают еще в эмбриональном периоде.

По мнению многих ученых, проявление клинической картины для постановки такого серьезного диагноза в юном возрасте попросту невозможно, несмотря на четкие симптомы, в силу того что навыки, знания и способности, которыми обладают дети не достаточны для приобретения необходимого уровня психического и психологического развития, которое выступает основой для развития болезни. Такого мнения придерживались Halberstadt L. и Knobel M.

Несмотря на это Е. С. Гребельская, Т. П. Симеон и В. П. Кудрявцева описали в своих научных трудах наблюдения, свидетельствующие о первоначальных проявлениях недуга в очень раннем возрасте, имеет место даже описание соответствующих симптомов у ребенка, не достигшего 2 лет.

Эффективно обобщена литература по трудам Т. Юдина, который основываясь на личных наблюдениях, сделал выводы о наибольшей вероятности возникновения рассматриваемой болезни в раннем детском возрасте, относительно предположений, выдвигаемых другими учеными. Он доказал, что шизофренические процессы, начавшиеся в раннем детстве, могут иметь благоприятный и наименее опасный исход.

В 1937 Е. Сухарева подтвердила предположения своего соотечественника, объективно говоря о том, что течение заболевания в период раннего детства сопровождается наименее грубыми и острыми психосоматическими состояниями, даже относительно подросткового возраста. Несравненным плюсом выступает отсутствие развернутого типа психозов.

Чаще всего специалисты предпочитают объединять диагнозы взрослой и детской шизофрении в один, клиническая картина которого способна проявиться в любой момент, от дошкольного возраста до старческого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector