Частота дыхания у детей во сне, при температуре, болезни, после рождения. норма по возрасту

Тест для сердца на лестнице

В книге Николая Амосова «Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья» приведены тесты, помогающие установить исходную тренированность, которая и определяет уровень работоспособности сердца и дыхательной системы.

Один из таких простых тестов предполагает использование лестницы.

Суть теста заключается в том, чтобы за 4 минуты осилить максимальное количество ступенек.

Однако перед выполнением теста необходимо пройти небольшую проверку. Поднимитесь в медленном темпе на 4 этаж и сосчитайте свой пульс:

  • Если пульс ниже 100 уд./мин. – все отлично, можете продолжить тест.
  • Если пульс в пределах 100 – 120 уд./мин. – хорошо, но могло бы быть лучше, если бы Вы уделяли больше внимания своему здоровью и физическим нагрузкам.
  • Пульс от 120 до 140 ударов в минуту – посредственный результат, указывающий на изношенность сердца.
  • Если пульс превышает 140 уд./мин., если появилась сильная одышка, значит, Ваше сердце в плохом состоянии. Дальнейшее прохождение теста запрещено!

Если Ваш пульс после проверочного захода меньше 140 уд./мин., приступайте к проведению теста, то есть к подъему по лестнице.

Если за 4 минуты Вы преодолели больше 15 этажей, при этом у Вас отсутствует сильная одышка, Ваше сердце в отличном состоянии.

Если 4 минуты истекли, а Вы осилили 12 – 15 этажей, это тоже хороший результат.

Если Вы «покорили» 11 этажей, работу Вашего сердца можно оценить на «удовлетворительно».

О плохой работе сердца можно говорить, если отведенное для теста время окончилось между 7 и 11 этажами.

Если же за 4 минуты Вы не поднялись выше 7 этажа, Ваше сердце работает на износ.

При оценке результатов этого теста следует учитывать возрастной фактор. Поскольку наиболее полно он отражает состояние сердца людей в возрасте от 30 до 50 лет.

Люди до 50 лет со здоровым сердцем вполне могут показать хорошие и отличные результаты, то есть подняться выше 11 этажа.

Для людей в возрасте от 50 до 70 лет результаты «удовлетворительно» и «хорошо» вполне оптимистичны.

Если Вам больше 70 лет, то показатель «удовлетворительно» не должен Вас расстраивать, поскольку в таком возрасте сердце априори не может работать, как у 30-летнего человека.

Важно! Независимо от возраста Ваш пульс в процессе выполнения теста не должен превышать отметку в 140 уд./мин. И еще: для выполнения теста на лестнице не надо искать дом, высотность которого превышает 15 этажей

Достаточно считать спуск за 1/3 подъема. Таким образом, если Вы поднялись на 3 этажа, а затем спустились вниз, считайте, что Вы преодолели 4 этажа

И еще: для выполнения теста на лестнице не надо искать дом, высотность которого превышает 15 этажей. Достаточно считать спуск за 1/3 подъема. Таким образом, если Вы поднялись на 3 этажа, а затем спустились вниз, считайте, что Вы преодолели 4 этажа.

Лечение и диагностика

Затягивать с посещением врача опасно, так как учащённое дыхание у взрослых и детей может быть сигналом серьёзной проблемы. Если такой симптом протекает совместно с болями в груди, изменением цвета кожи, обмороками – обратиться за помощью нужно как можно скорее. Поскольку тахипноэ – симптом очень широкого круга заболеваний, лучше прийти к специалисту широкого профиля. В первую очередь нужно обращаться к педиатру, терапевту или семейному врачу. По первому осмотру и жалобам доктор определит, какие нужны анализы и обследования.

Лучшие материалы месяца

  • Почему нельзя самостоятельно садиться на диету
  • Как сохранить свежесть овощей и фруктов: простые уловки
  • Чем перебить тягу к сладкому: 7 неожиданных продуктов
  • Ученые заявили, что молодость можно продлить

Для постановки диагноза используют рентген, УЗИ, фибробронхоскопию, анализы крови, прослушивание. На основе общих результатов и симптомов определяется диагноз и тактика лечения. Предсказать, какой будет терапия невозможно, так как она зависит от причины учащённого дыхания.

Часто лечение включает и препараты для приёма внутрь, и реабилитационные процедуры (кислородная терапия, физиотерапия, лечебные SPA-процедуры).

Точно предупредить тахипноэ сложно, так как для этого нужна профилактика десятков болезней. Но снизить риск учащённого дыхания можно. Для этого рекомендуется отказаться от вредных привычек, заниматься посильными физическими упражнениями, отдыхать после эмоциональных перенапряжений. Своевременное обращение к доктору и обследование раз в год – лучшая профилактика для всех видов болезней.

Источники
  1. Кароли Н. А., Цыбулина А. В. Сравнительная оценка субъективных ощущений одышки у больных с различными заболеваниями – Саратовский государственный медицинский университет им. В. И. Разумовского, 2013

Больше свежей и актуальной информации о здоровье на нашем канале в Telegram. Подписывайтесь: https://t.me/foodandhealthru

Автор статьи:

Извозчикова Нина Владиславовна

Специальность: инфекционист, гастроэнтеролог, пульмонолог.

Общий стаж: 35 лет.

Образование: 1975-1982, 1ММИ, сан-гиг, высшая квалификация, врач-инфекционист.

Ученая степень: врач высшей категории, кандидат медицинских наук.

Повышение квалификации:

  1. Инфекционные болезни.
  2. Паразитарные заболевания.
  3. Неотложные состояния.
  4. ВИЧ.

Другие статьи автора

Будем признательны, если воспользуетесь кнопочками:

Проба с подскоками

Данный тест, как и предыдущий, помогает определить работоспособность сердечно-сосудистой системы. Особенно он важен для спортсменов и людей, чья трудовая деятельность связана с интенсивными физическими нагрузками, влияющими на работу сердца.

Проведение теста:

  1. Измерьте пульс в положении сидя в течение минуты (можете потратить на эту процедуру 15 секунд, но тогда полученный результат умножьте на 4). При этом Вы должны быть абсолютно спокойны.
  2. Запишите результат.
  3. Встаньте, положите руки на пояс и сделайте 60 подскоков за 30 секунд (прыжки должны быть неглубокими – тело должно подниматься на 5 – 6 см над уровнем пола).
  4. Снова измерьте пульс, но уже в положении стоя.
  5. Запишите результат.
  6. Отдохните в течение одной минуты и вновь измерьте пульс, но уже в сидячем положении.
  7. Сравните результаты по аналогии с пробой Мартине-Кушелевского либо путем математических вычислений.

Если Вы решили прибегнуть к помощи математики, то для получения результатов придерживайтесь следующего алгоритма:

  • Сложите три полученных результата (пульс в состоянии покоя, непосредственно после прыжков и через одну минуту после прыжков).
  • Отнимите от полученной суммы число 200.
  • Разделите полученный результат на 10.

Результат теста:

  • 1 – 5: Вы – обладатель здорового сердца, поэтому тренируйтесь без опасений.
  • 6 – 10: несмотря на то, что Ваше сердце работает хорошо, уделите его состоянию больше внимания.
  • 11 – 15: Ваше сердце подает Вам сигнал о том, что в его работе происходят изменения, способные привести к развитию серьезных патологий сердечно-сосудистой системы.
  • 15 и более: срочно запишитесь на консультацию к кардиологу! Ваше сердце в опасности!

Примечание! Если Вы не привыкли к физическим нагрузкам или имеете в анамнезе заболевания сердца, начните с половинной нагрузки: с 30 подскоков или 10 приседаний, если для проверки сердца используете пробу Мартине-Кушелевского. В том случае, если Ваш пульс участился менее чем на 50%, можете проходить полные варианты тестов. 

Дыхание у детей

Дыхание у детей может иметь особенности, обусловленные строением дыхательной системы маленьких детей.

Дыхание у плода начинается еще до рождения и осуществляется путем диффузии кислорода через гемоплацентарный барьер. Это возможно благодаря более высокому сродству гемоглобина плода к кислороду, чем у новорожденных или взрослых. У новорожденных некоторое время после рождения преобладает HbF, который после активизации легочного дыхания заменяется на HbA.

Также значительное влияние на дыхание оказывает срок, в который произошло рождение ребенка. Так, если ребенок недоношен и родился в возрасте 26-27 недель, может развиться тяжелый респираторный дистресс синдром, что при отсутствии действий, направленных на компенсацию нарушений, приведет к гибели плода. Такое тяжелое нарушение обусловлено отсутствием сурфактанта – поверхностно-активного вещества, позволяющего альвеолам не спадаться.

У маленьких детей носовые ходы узкие и формируются лишь к 3 годам. Слизистая носовой полости нежная и имеет богатую васкуляризацию, в связи с чем при ее отеке, обусловленном аллергическими или воспалительными процессами, быстро развивается заложенность носа. Также отмечаются особенности и у околоносовых пазух. В то время как лобная пазуха у них не сформирована, гайморовы, этмоидальная и клиновидная пазухи развиваются только к 14 годам.

Имеет особенности и строение глотки, лимфоидная ткань которой может подвергнуться гиперплазии с развитием нарушений дыхания у детей (при аденоидах – гипертрофии глоточной миндалины). В связи узостью просвета и богатой васкуляризацией у детей часто развиваются стенозирующие ларингиты. Изменение же голосовых связок приводит к изменению голоса.

Дыхание у детей, в связи с особенностями строения грудной клетки, преимущественно брюшное и имеет поверхностный характер. Диафрагма с возрастом сокращается интенсивнее. После 5-6 лет у девочек увеличивается частота грудного дыхания. В связи с особенностями строения бронхиального дерева и продукцией большого количества вязкой слизи, у детей высока вероятность развития бронхиальной обструкции. Также с возрастом увеличивается количество альвеол в легочной ткани. Так, при рождении их число составляет порядка 60 млн, в то время как к 11-14 годам их количество составляет 375 млн. Запасов кислорода у детей хватает на 5-7 минут.

Частота дыхания у детей меняется с возрастом, что связано с повышением эффективности дыхательного процесса и составляет у:

  • новорожденных от 45 до 65 в минуту;
  • детей 1 года от 30 до 40 в минуту;
  • детей 5 лет от 20 до 30 минуту;
  • детей 10 лет от 18 до 19 в минуту.

В связи с недостаточным развитием иммунной защиты и низкой эффективностью мукоцилиарного клиренса (в основе которого лежит движение ресничек слизистой, обеспечивающее эвакуацию слизи в направлении ротовой полости), у детей часто развиваются острые респираторные заболевания. Также значительное влияние на развитие инфекционного поражения оказывает скученность детей в коллективах (детском саду, школе, секциях).

Умеете ли вы дышать?

Умеете ли вы правильно дышать? Это очень важно, ведь воздух – то самое топливо, на котором работает наш организм. От качества и количества этого топлива зависит и жизнь, и здоровье

Конечно, лучше дышать чистым воздухом, а не смесью угарных газов и пыли, которые составляют атмосферу мегаполиса. Однако остановимся подробнее не на химии, а на физике дыхания.

Частота, глубина, ритм

Проверьте, правильно ли вы дышите. Возьмите часы с секундной стрелкой, сядьте ровно и считайте, сколько вдохов-выдохов вы делаете в течение минуты. Так вы определите частоту дыхания.

Среднестатистический взрослый дышит с частотой от 14 до 18 вдохов в минуту. Если вы делаете менее 14 вдохов в минуту – значит, вы хорошо тренированный и выносливый человек со здоровыми органами дыхания. Снижается частота дыхания также во сне – уменьшается до 12-14 в минуту.

Более 18 вдохов в минуту – это повод для беспокойства. Значит, ваши дыхательные движения не обеспечивают легкие достаточным количеством воздуха, и дыхательный центр дает сигналы к пополнению запасов чаще, чем это должно быть в норме.

Нужно найти причину, мешающую вам вдохнуть полной грудью.

Может, вы часами сидите за компьютером? Или только что слишком плотно поели? А может, просто слегка разволновались, проводя исследование собственного дыхания? Частота вдохов-выдохов может увеличиваться при повышении температуры и при различных заболеваниях легочной и сердечной системы.

Следующий показатель – глубина дыхания, то есть объемы вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Дыхательный объем – это объем воздуха, вдыхаемый за один вдох. В состоянии покоя у взрослого человека он равен приблизительно 500 см3. Столько же воздуха выходит из легких при спокойном выдохе.

Если сразу же после спокойного вдоха, не выдыхая, сделать дополнительный глубокий вдох, то в легкие поступит еще около 1500 см3 воздуха, что и составляет дополнительный, или резервный, объем вдоха.

Если же после спокойного выдоха сделать дополнительный глубокий выдох, то при максимальном усилии можно выдохнуть еще около 1500 см3, что и составит резервный объем выдоха. Суммируя эти величины, можно определить так называемую жизненную емкость своих легких.

Жизненная емкость легких варьирует в зависимости от возраста, пола, тренированности человека и может достигать 5000 см3. К сожалению, самостоятельно получить показатели объема своих легких не получится, – для этого нужны специальные приборы.

Теперь проследите за ритмом дыхания: соотношением вдоха и выдоха, расстановкой пауз в этом цикле. В норме промежутки времени между вдохами и выдохами должны быть равными, с одинаковой глубиной и продолжительностью вдоха и выдоха.

Короткий энергичный вдох – растянутый выдох – пауза: это дыхание утомленного человека. С помощью такого ритма нервная система расслабляет мышцы, избавляясь от внутреннего напряжения. Часто вздыхаете без видимой причины? Это организм пытается напомнить, что пора отдохнуть.

Не пренебрегайте его подсказкой – и вам не грозит хроническая усталость.

Нарушение дыхания в виде затруднения фазы вдоха или выдоха называется одышкой, – это тревожный сигнал. Может быть, вы простудились и у вас заложен нос? Если с верхними дыхательными путями все в порядке, сходите к врачу, – одышка может свидетельствовать о нарушении работы легких или сердца.

Грудное или животное?

Определите, как именно вы дышите – животом или грудью. Если совмещаете то и другое – значит, у вас смешанный тип дыхания.

Интересно, что большинство женщин дышит грудью, а брюшное (диафрагмальное) дыхание характерно для мужчин, маленьких детей и спящих людей независимо от пола и возраста. Заметьте: у малышей, как правило, слегка выпячен животик.

Это как раз потому, что мышцы брюшного пресса у них включены в дыхательный цикл. Не нужно заставлять дошкольника втягивать живот, – это может ухудшить работу его легких.

Именно диафрагмальное дыхание считается более физиологичным, поскольку оно значительно глубже, задействует все органы дыхания и способствует полной вентиляции легких. Специальные упражнения для выработки «животного» дыхания делают певцы, пловцы и занимающиеся йогой.

Научиться дышать животом полезно любому человеку, ведь правильно поставленное диафрагмальное дыхание нормализует кровяное давление, облегчает работу сердца и обеспечивает естественный массаж пищеварительного тракта.

Немаловажно и то, что постоянное движение и усиленное кровоснабжение мышц живота ограничивает отложение жира в области талии и помогает сохранить стройную фигуру

Спирограмма что это такое

Спирограмма представляет собой результат спирографического исследования функций внешнего дыхания. По полученному графическому изображению врач оценивает вид и степень нарушений в работе бронхолегочной системы. В настоящее время спирография является одним из основных диагностических методов пульмонологии.

Процедуру проводят при помощи приборов открытого или закрытого типа. При работе с открытым спирометром пациент вдыхает атмосферный воздух, а выдыхаемые потоки поступают в газовый анализатор. В закрытых аппаратах воздух циркулирует без сообщения с атмосферой, а выдыхаемые пары поглощаются специальными адсорбентами. Колебания воздуха во всех приборах, вызванные вдохами и выдохами больного, передаются перу регистратора, который и вычерчивает индивидуальную кривую – спирограмму.

Исследование проводят с целью:

  • диагностики бронхолегочных заболеваний,
  • оценки степени дыхательной недостаточности,
  • оценки эффективности проводимой терапии,
  • экспертизы трудоспособности,
  • обнаружения начальных признаков дыхательных нарушений у работников вредных производств.

Препятствием к выполнению спирографии могут стать:

  • возраст младше 4 лет,
  • недавно перенесенный инфаркт или инсульт,
  • легочное кровотечение,
  • эпилепсия,
  • нарушения сознания или тяжелые психические заболевания,
  • травмы челюсти,
  • мышечная слабость (миастения),
  • повышенное артериальное давление, острые инфекции, лихорадка или сильный кашель на момент проведения процедуры,
  • недавно проведенная бронхоскопия (менее 3 дней назад).

Процедуру делают утром натощак или через 1,5 часа после завтрака. Как минимум за 2 часа до исследования нужно отказаться от курения и приема кофе. В пределах 30 минут до начала тестов исключают физические нагрузки.

За 4–24 часа необходимо отменить прием следующих лекарственных препаратов:

  • бронходилататоров (Беродуала, Кленбутерола и др.),
  • ингибиторов АПФ (Эналаприла, Каптоприла),
  • бета-адреноблокаторов (атенолола, бисопролола),
  • сосудосуживающих назальных капель.

Непосредственно перед началом процедуры доктор проводит подробный инструктаж, знакомя больного с задачами исследования и теми дыхательными маневрами, которые ему предстоит осуществить. При необходимости этапы теста демонстрируются наглядно.

Одежда на пациенте должна быть свободной, не сдавливающей грудную клетку.

Исследование проводится в положении стоя или сидя. На нос пациенту надевают специальный зажим, в рот дают загубник, подсоединенный к прибору. Загубник следует обхватить так, чтобы исключить малейшую утечку воздуха. Если больной носит зубные протезы, снимать их не нужно, поскольку они создают дополнительную опору для щек.

Аппарат включают. Пациент спокойно дышит в течение 10–15 секунд, после чего по команде диагноста приступает к выполнению дыхательных маневров.

Маневры проводятся в следующей последовательности:

  1. Измерение ЖЕЛ (жизненной емкости легких). Больной делает глубокий выдох, затем спокойно вдыхает. Врач оценивает правильность выполнения теста по спирограмме. После завершения измерения пациента просят вынуть загубник и немного отдохнуть. Для получения точного результата маневр повторяют трижды.
  2. Измерение ФЖЕЛ (форсированной жизненной емкости легких). Больной делает вдох, на 2 секунды задерживает дыхание и быстро, прилагая максимальные усилия, выдыхает. Этот тест тоже повторяют 3 раза.
  3. Измерение МВЛ (максимальной вентиляции легких). В течение 10–15 секунд пациента просят дышать максимально глубоко и часто. У некоторых людей этот маневр может вызывать головокружения, потемнение в глазах, поэтому в процессе его выполнения за больными следят особенно внимательно.
  4. Бронходилатационные пробы. Проводят те же измерения, но с применением бронхорасширяющих препаратов (с сальбутамолом или ипратропия бромидом). Лекарства вводят ингаляционно. К выполнению маневров приступают через 15–30 минут.

В процессе исследования прибор регистрирует изменения объема воздуха и скорость проходящих через него потоков, поэтому спирограммы имеют вид петель поток-объем.

Чтобы выявить нарушения в работе легких, врач вначале визуально оценивает форму полученных кривых. Так, например, при обструкции верхних дыхательных путей на графике ФЖЕЛ появляется линейный участок (плато), а при дискинезии трахеи или бронхов – характерные зазубрины.

На следующем этапе специалист приступает к количественному анализу результатов. Для этого числовые показатели, полученные в процессе исследования, сопоставляются с установленными нормативами. Выводы оформляются в виде спирометрического заключения.

Информация о статье

На других языках.

I. ЦЕЛЬ: подсчет дыхательных движений с целью оценки состояния дыхательной системы.

II. ПОКАЗАНИЯ: назначение врача.

III .ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ: нет.

ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: беспокойство ребенка.

IV. ОСНАЩЕНИЕ: секундомер или часы с секундной стрелкой, температурный лист.

Подготовка к процедуре: 1.Представиться маме, объяснить цель и ход предстоящей процедуры, получить информированное согласие на ее проведение.

2. Обработать руки гигиеническим способом, осушить их.

3. Придать ребенку удобное положение (лежа, сидя).

Выполнение процедуры:

4

Положить руку на живот или грудную клетку, не фиксировать внимание ребенка на производимом подсчете. 6

Определить тип дыхания

6. Определить тип дыхания.

Окончание процедуры:

7. Обработать руки гигиеническим способом, осушить их.

8. Сделать запись о манипуляции в медицинской документации.

9. ПОЛУЧЕННЫЕ ДАННЫЕ СРАВНИТЬ С ВОЗРАСТНОЙ НОРМОЙ:

ПРИМЕЧАНИЕ:

Частое дыхание- тахипноэ; редкое дыхание — брадипноэ; отсутствие дыхания — апноэ ТИПЫ ДЫХАНИЯ: грудное, брюшное, смешанное.

ИЗМЕРЕНИЕ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ

I. ЦЕЛЬ: оценка деятельности сердечно-сосудистой системы.

II. ПОКАЗАНИЯ: нарушение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, мочевыделительной и других систем, а также здоровым детям на профилактических осмотрах.

III .ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ: нет.

ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: беспокойство, чувство страха.

IV. ОСНАЩЕНИЕ: тонометр, фонендоскоп, ручка, температурный лист.

V. Алгоритм выполнения простой медицинской услуги.

Подготовка к процедуре:

1.Представиться маме, объяснить цель и ход предстоящей процедуры, получить информированное согласие на ее проведение.

2. Обработать руки гигиеническим способом, осушить их, надеть перчатки

3. Рассказать родителям или ребенку старшего возраста смысл и ход выполнения манипуляции

4. Усадить или уложить ребенка.

Выполнение процедуры:

5. Руку ребенка уложить в разогнутом положении ладонью вверх, мышцы должны быть расслаблены

6. На обнаженное плечо на 2-3 см выше локтевого сгиба наложите манжетку (проверьте, не сдавливает ли одежда плечо выше манжетки)

7. Закрепите манжетку так, чтобы между ней и плечом проходил один палец

8. Соедините тонометр с манжеткой, проверьте нахождение стрелки на нулевой отметке шкалы

9. Нащупайте пульсацию артерии в области локтевой ямки и поставьте на это место фонендоскоп

10. Закройте вентиль на груше и накачивайте в манжетку воздух, фиксируя момент, когда в сосуде исчезнет звук пульсации крови

11 .Откройте вентиль и медленно, со скоростью не более 2 мм ртутного

столба за 1 секунду, выпускайте воздух из манжетки. Одновременно

фонендоскопом выслушивайте тоны и следите за показаниями шкалы тонометра

12. Зарегистрируйте показания манометра в момент появления первого

звукового тона, что соответствует величине систолического давления

Продолжайте снижать давление в манжетке, регистрируйте показание манометра в момент исчезновения тона, что соответствует величине диастолического давления.

Окончание процедуры:

13.Запишите показания в медицинскую документацию в виде дроби (в числителе – систолическое давление, в знаменателе — диастолическое), например АД 110/60 мм.

ПРИМЕЧАНИЕ: Измерять АД нужно не менее 2-х раз с интервалом в 1-2 минуты,

каждый раз полностью выпуская воздух из манжетки. Измерять АД на

обеих руках; измерять АД не только на руках, но и на ногах. При этом

манжетка накладывается на среднюю треть бедра (положение ребенка на

животе). Выслушивать пульсацию артерии в области подколенной ямки.

Показатели АД на нижних конечностях превышают показатели АД на верхних приблизительно на 10 мм рт.ст.

Для оценки АД пользуются возрастными таблицами АД.

Примерный уровень максимального АД у детей 1 -го года жизни можно рассчитать

по формуле 70+н, где п — число месяцев.

У детей старшего возраста 8O+ 2п, где п — число лет.

Диастолическое давление составляет 2/3 -1/2 систолического давления.

Технология выполнения простой медицинской услуги

СБОР МОЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

I. ЦЕЛЬ: взятие мочи на анализ, оценка состояния мочевыделительной системы.

II. ПОКАЗАНИЯ: исследование при заболеваниях, нахождение в стационаре, при диспансеризации здоровых и больных детей.

III .ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ: нет.

IV. ОСНАЩЕНИЕ: Для сбора мочи у девочек необходимо подготовить круг резиновый подкладной, пеленки, чистая тарелка (лоток), кленка, перчатки, чистая банка для мочи, направление. Для мальчиков нужна пробирка, пеленка, лейкопластырь.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ: не оставлять ребенка без присмотра.

ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: беспокойство, чувство страха у ребенка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector