Виды и методы социально-психологической адаптации
Содержание:
- Приспособления к среде обитания
- Особенности адаптационного периода
- Виды социальной адаптации
- Принцип адаптивности
- Трудный возраст – подростки
- Что такое адаптация к школе
- Симптомы
- История открытия и изучения
- Типы расстройств и методы их устранения
- Какие ошибки делает руководство во время адаптации нового сотрудника
- Механизм социальной адаптации
- Лечение расстройства
- Физиологическая адаптация
- Феномены человеческого организма
Приспособления к среде обитания
- Освещенность. У растений – это отдельные группы, которые отличаются потребностью в солнечном освещении. На открытых пространствах хорошо живут светолюбивые гелиофиты. В противоположность им — сциофиты: растения лесных чащ, хорошо себя чувствуют в затененных местах. Среди животных также есть особи, чья физиологическая адаптация рассчитана на активный образ жизни в ночное время или под землей.
- Температура воздуха. В среднем для всего живого, в том числе и человека, оптимальной температурной средой считается диапазон от 0 до 50 оС. Однако жизнь есть практически во всех климатических регионах Земли.
Противоположные примеры адаптации к аномальным температурам описаны ниже.
Арктические рыбы не замерзают благодаря выработке в крови уникального антифризного белка, который не дает крови заледенеть.
Простейшие микроорганизмы обнаружены в гидротермальных источниках, температура воды в которых превышает градус кипения.
Растения-гидрофиты, то есть те, что живут в воде или около нее, погибают даже при незначительной потере влаги. Ксерофиты, наоборот, приспособлены жить в засушливых регионах, и погибают при большой влажности. Среди животных природа также поработала над адаптацией к водному и безводному окружению.
Особенности адаптационного периода
Социальная адаптация детей в период начала посещения образовательного учреждения обычно предполагает ухудшение аппетита. Психологи объясняют это нетипичным, непривычным вкусом пищи, новым режимом питания. Стресс приводит к нарушению работы рецепторов, ответственных за восприятие вкуса. Если аппетит приходит в норму, можно уверенно говорить об успешном привыкании к новому месту.
Иногда родители отмечают, что в детском возрасте адаптация сопровождается временным ухудшением словарного запаса. Психологи объясняют это склонностью человека использовать максимально простые вербальные конструкции в сложной стрессовой ситуации, когда необходимо привыкнуть к новой среде. В некоторой степени это защитный механизм. Паниковать не стоит: если адаптация протекает нормально, со временем словарный запас снова увеличивается, а функциональность речи полностью восстанавливается.
Еще одно проявление адаптации – ослабление активности, стремления познавать, снижение любопытства. Заторможенное состояние сменяется нормальной активностью к концу периода привыкания. Кроме того, первый месяц посещения нового учреждения обычно сопровождается ухудшением состояния иммунной системы. Многие подвержены простудам. Причины болезни психологические, гораздо реже – физиологические. Под влиянием стрессовой нагрузки защита организма слабеет, понижается способность сопротивляться агрессивным факторам. Как только удается добиться эмоциональной стабильности, склонность болеть проходит.
Виды социальной адаптации
- Организационная. Заключается в приспособление человека к новым организационным системам. Считается, что социальные структуры не могут существовать и функционировать без управления. Подобная адаптация помогает индивиду освоить иерархические отношения в новой среде. При этом в рамках управленческой адаптации руководство стремится к созданию благоприятных условий, способствующих развитию человека в профессиональной и личностной сферах. Этот тип встречается на работе, воинской службе.
- Экономическая. Подразумевает усвоение индивидом общественно-экономических норм и принципов. К примеру, приспособление к условиям труда, заработной плате, пенсиям, условиям работы. Успешность экономической адаптации зависит от множества факторов: качество и уровень образования, готовность учиться и переучиться, наличие социального опыта, место материального благополучия в системе ценностей и т. д.
- Педагогическая. Представляет собой организованный процесс восприятия учащимися социального опыта, приспособления к системе образования, освоения различных ролей в социуме. Все действия при этом направлены на активное включение обучающихся в социальную среду. Руководители образовательного и педагогического процесса должны учитывать индивидуальные особенности учащихся, условия среды и ее влияние на становление и совершенствование личности.
Принцип адаптивности
Во время анализа адаптивных качеств деятельности личности желательно учитывать, что адаптивность это в психологии долгое время рассматривалась, как ключевая характеристика, выражающая индивида, как исключительно приспосабливающим существом.
Принцип адаптивности в психологии предполагает три варианта, которые являются наиболее распространенными в различных теориях и подходах изучения человеческого поведения.
Первый вариант – гомеостатический. В его основе лежит идея о гомеостазе, пришедшая из биологических теорий. Согласно этой идее, все реакции человеческого организма, пассивно приспосабливающегося к влияниям окружающей среды, обязаны выполнять только одну адаптивную функцию – возвращение функций организма в равновесие. Такой вариант принципа адаптивности особенно активно использовался в рефлексологии, поскольку ее идея состоит в том, что активность личности направлена на поддержание равновесия своего организма и среды.
Гомеостатический вариант адаптивности лежит в основе многих, на первый взгляд, непохожих психологических концепциях: теория личности К. Левина; психоанализ З. Фрейда; теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера; в необихевиористских концепциях.
В гуманистической психологии гомеостатическая идея противопоставляется идеи стремления к напряжению, тяготению к нарушению равновесия.
Во всех представленных концепциях личность противопоставляется социальной среде, поведение человека подчиняется заранее обусловленной конечной цели – обретение равновесия с обществом, посредством достижения равновесия и душевной гармонии с самим собой с помощью процесса самоактуализации, то есть принятия себя таким, каким сделала природа, невзирая на помощь или помехи общества.
Второй вариант – гедонистический принцип адаптивности предполагает, что любые поведенческие акты человека ориентированы на увеличение удовольствия и уменьшение страданий, особенно отрицательных эмоций. В повседневной жизни часто встречается гедонистический принцип адаптивности примеры его проявления можно наблюдать, когда человек пытается так приспособиться к ситуации, чтобы извлечь из нее пользу и удовольствие. Вместе с тем существуют факты, которые иллюстрируют наличие действий личности, абсолютно противоположных к влечению достичь наслаждения и избежать страданий.
Гедонистический принцип адаптивности примеры его можно наблюдать не только в ситуации самопожертвования или героизма, но и в повседневной работе человека, где большая часть действий направляется не на получение удовольствия, а на рабочую цель.
Третий вариант – прагматический вариант чаще всего встречается в когнитивной и в функциональной психологии, где он выступает в качестве суждения о том, что любые оптимальные действия человека направляются на максимизацию получения пользы и эффекта, используя минимальные затраты.
Прагматический принцип адаптивности предполагает, что даже если принятое человеком решение кажется ему неразумным, он одинаково допускает, что такое решение вполне логично и обоснованно. Любое решение способствует оптимизации психологической пользы, даже если сам человек будет потом приходить в искреннее удивление собственному выбору.
Прагматический вариант исходит из определения личности, как разумного и логичного человека, и тем же самым всякого действия человека, как разумного и рационального. Из этого выходит, что при анализе развития и формирования человека в его индивидуальных жизненных обстоятельствах, различные проявления, которые не вписываются в рамки логичного действия, отбрасываются, также не принимаются немотивированные поступки личности.
Психологи, антропологи, археологи пытаются найти объяснения выражениям сущности личности на ее индивидуальном жизненном пути, в истории общества в рациональных приспособительных образованиях – утилитарной эффективной деятельности и ее продуктах. При всем этом подходящий прагматическому варианту принципа адаптивности образ «рационального человека» дополняется, подтверждается, а большинство из неутилитарных проявлений из жизни личности и общества воспринимаются, как недостойные внимания, бесполезные и странные.
Все три варианта принципа адаптивности имеют в своей основе то, что во всех их троих поведение человека направлено на изначально предусмотренную цель. Подчинение активности прежде данной норме или предусмотренной цели составляет особенность поведения человека, которое характеризуется, как адаптивное.
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
Трудный возраст – подростки
Расстройство адаптации может произойти и в более старшем возрасте, у старшеклассников. Причиной тому обычно становятся проблемы в учебе или личные конфликты со сверстниками. Ситуацию усугубляют переходные изменения в организме и психике, которые подростки обычно тяжело переносят. Здесь уже имеют место взрослые проблемы, такие как отношения с противоположным полом, первая любовь, не всегда взаимная. Нарушение адаптации у подростков наиболее опасно, так как проявляется оно обычно буйным поведением, отказом от общепринятых правил. Дети прогуливают школу, уходят из дома, занимаются хулиганством. Часто такое состояние приводит их к употреблению алкоголя или наркотиков.
Что такое адаптация к школе
Проблема школьной адаптации находится на стыке ряда наук (психология, педагогика, социология, медицина). Говоря о школьной адаптации, мы будем рассматривать ее как психолого-педагогический феномен.
- Само понятие адаптации относится к биологии и означает приспособление организма к изменяющимся окружающим условиям. По определению В. И. Долговой, адаптация – процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования.
- Для человека это процесс усвоения норм и ценностей, сменившихся условий, обязанностей и требований.
Школьная адаптация – процесс принятия и усвоения ребенком социальной ситуации школьного обучения, своего нового статуса (школьник) и новых систем взаимодействия («ребенок – учитель», «ребенок – сверстник»); выработки новых средств поведения.
С точки зрения психологии школьную адаптацию можно охарактеризовать 4 специфическими критериями:
- Освоение ребенком новой социальной ситуации в единстве ее компонентов.
- Принятие новой социальной позиции и статуса, отражающегося во внутренней позиции школьника.
- Освоение новых форм и средств социального взаимодействия в возникших системах «ученик – учитель», «ученик – ученик».
- Дифференциация отношений «ребенок – взрослый», целенаправленная перестройка всего жизненного уклада ребенка (инициатор и управляющий – взрослый).
Период адаптации к школе может длиться от 2-3 месяцев до года. Поэтому именно первый класс считается самым сложным и важным.
Структура и виды адаптации
Адаптация к школе – системный процесс. Она подразделяется на социальную, физиологическую и психологическую адаптацию, каждая из которых проходит:
- ориентировочную фазу (2-3 недели);
- неустойчивое приспособление (2-3 недели);
- относительно устойчивую адаптацию (от 5-6 недель до года).
На первой фазе напрягаются все системы организма, на второй – организм ищет оптимальные пути решения, на третьей – напряжение спадает, системы организма приходят в норму, вырабатываются устойчивые формы поведения.
Социальная адаптация
Предполагает умение:
- слушать;
- реагировать на учителя;
- самостоятельно выполнять задания;
- организовывать и анализировать их выполнение.
Вместе с этим важно умение налаживать контакты со сверстниками, адекватно оценивать себя и других
Физиологическая адаптация
Предполагает напряжение организма от навалившихся нагрузок. Независимо от того, какой активностью и какой именно деятельностью занят ребенок в школе, его организм работает на пределе. Это опасно переутомлением.
Психологическая адаптация
Зависит от готовности ребенка к школе. Предполагает:
- желание учиться и выполнять задания;
- стремление к их успешному выполнению и пониманию.
Важна развитая способность к запоминанию и переработке информации. Подробнее об этом элементе можно прочитать в статье «Готов ли ребенок к школе: способы проверки, рекомендации родителям».
Влияние адаптации
Из описанного выше следует, что школьная адаптация влияет на весь организм и личность в целом. Можно выделить 3 основные сферы и характерные изменения в них при неблагополучной адаптации:
- Психическая (когнитивный компонент). При проблемах возникает внутренняя напряженность (тревожность) и стресс.
- Психофизиологическая (эмоциональный компонент). При проблемах возникает эмоциональная дезадаптация и физические проявления стресса.
- Психообщественная (поведенческий компонент). При проблемах отмечается невозможность образования новых коммуникативных связей.
Это можно отслеживать (таблица ниже).
Компоненты адаптации | Критерии | Показатели |
Когнитивный | Уровень развития самосознания, наличие умений, мнений, установок, стереотипов, взглядов, знаний о школе | Осознание ребенком своих прав и обязанностей, наличие адекватных представлений о том, для чего нужна школа |
Эмоциональный | Самооценка, уровень притязаний | Адекватная самооценка, высокий уровень притязаний |
Поведенческий | Поведение ребенка в школе, взаимоотношения с другими людьми | Стремление соответствовать ролевым ожиданиям взрослых, сформированное представление о своей социальной роли, соответствующее поведение |
Критерии и показатели адаптации ребенка к школе (по В. В. Гагай)
- Удовлетворенность ребенка процессом обучения, овладение навыками учебной деятельности.
- Самостоятельная организация учебной деятельности, выполнения домашних заданий; адекватное поведение.
- Удовлетворенность отношениями с учителями и одноклассниками; установившийся контакт.
Симптомы
Больные с расстройством адаптации выглядят растерянными и несобранными, они ощущают высокую тревожность и мнительность относительно следующего дня, их беспокоят навязчивые мысли о бессмысленности бытия, смерти, болезнях, несправедливости в мире.
Такие пациенты настолько погружены в свой мир, что не могут сосредоточиться даже на простой бытовой задаче (приготовлении еды, вождении автотранспорта, уборке и т.п.), они теряют интерес к своей профессиональной деятельности, детям, супругам, родителям, их не интересуют культурные или досуговые ценности, таких людей невозможно вовлечь в общественную жизнь, праздничные мероприятия, путешествия.
Основными характерными признаками расстройства адаптации является невозможность планирования и страх перед будущим.
История открытия и изучения
Способностью к адаптации обладают не только люди, но и животные. Поэтому вопросом ее изучения вначале занялись не психологи, а биологи. Концепция Ч. Дарвина частично объясняла проблему адаптационного механизма: ученый рассматривал его как средство выживания, сформированное исторически.
В отечественной науке изучением адаптации занимались И. Сеченов и И. Павлов. В своей теории о единстве организма и среды Сеченов впервые представил адаптацию, как процесс, присущий всем животным. Он рассматривал только физиологическую сторону процесса.
Первым ученым, попытавшимся раскрыть работу механизма социальной адаптации, был М. Ярошевский. Он опирался на результаты исследований зарубежных психологов, выявивших закономерности в поведении индивидов в рамках одной группы.
Проанализировав несколько групп испытуемых, Ярошевский предположил, что суть адаптации — передача индивиду ценностей группы. Позднее эту идею развил Л. Выготский. Он выявил, что влияние группы на индивида равноценно влиянию индивида на группу. Этот процесс важен для развития отдельной личности и социума в целом.
Типы расстройств и методы их устранения
Нарушения проще заметить по неспособности индивида к адаптации в группе. Психология и психиатрия, как смежные области, используют одинаковые диагностические критерии, представленные в Международной классификации болезней:
- снижение внимания и концентрации;
- потеря возможности заниматься привычными делами;
- навязчивые мысли, чрезмерная озабоченность ситуацией;
- потеря интереса к работе и хобби;
- отказ от социальных контактов.
В качестве средств диагностики используют тесты, интервью, психометрические исследования. По результатам больному назначают лечение. Чаще используют психотерапевтические методы и лекарственные препараты:
Анксиолитики — Феназепам и его аналоги. Они снижают тревожность, нормализуют сон и пищеварение
Могут вызывать привыкание, поэтому используются осторожно, в малых дозах. При появлении побочных эффектов назначение препарата отменяют.
Антидепрессанты — Флуоксетин, Пароксетин, Сертралин
Нормализуют выработку гормонов, регулируют работу нервной системы. Препарат подбирается индивидуально. При приеме лекарственного средства больной должен вести дневник наблюдений, отмечать изменения своего эмоционального состояния.
Профессиональные психотерапевтические методы лечения — гипнотерапия, аутогенные тренировки, когнитивные упражнения.
Чтобы самостоятельно повысить способности к привыканию, необходимо выбирать методики, которые повышают стрессоустойчивость и активируют компенсаторные возможности организма. Больше всего для этого подходит аутотренинг, медитация, занятия йогой. Упражнения, снимающие мышечную напряженность, влияют на жизнедеятельность, эмоциональное состояние, снижают риск развития дезадаптации.
Какие ошибки делает руководство во время адаптации нового сотрудника
Многие руководители несерьезно воспринимают адаптацию, считая некоторые ее шаги бессмысленными или не требующими внимания. В результате все старания менеджеров и коллег новичка сводятся на нет. Вот основные ошибки:
Не провели экскурсию по офису. Кто-то из руководителей может посчитать это пустяком, предположить, что кто-то другой покажет все новичку. В результате работник долго чувствует себя неловко, стесняясь спросить, где уборная, как пройти в комнату отдыха.
Новичка не познакомили с коллегами. Некоторые руководители могут посчитать, что работник может и сам представиться коллективу. В лучшем случае это может привести к сухому общению на расстоянии, в худшем – к полному игнорированию новичка. Работать в таких условиях ему вряд ли будет приятно.
Новичку не подготовили рабочее место
Нанимая нового работника, важно продумать все до мелочей. Если первый рабочий день специалист проводит на ресепшене, в столовой, в кабинете сотрудника, который временно отсутствует, или в любом другом месте, только не на своем рабочем, у него могут возникнуть сомнения, а нужен ли он здесь.
Работника не ознакомили с мотивационной схемой, не рассказали о возможных тренингах, системе обучения, карьерном росте
Придя на работу, новичок должен сразу понимать, сколько и за что ему будут платить, за какие нарушения могут вычесть некую сумму из зарплаты, какие существуют премиальные, как их заработать. Важно вовремя рассказать, какие обучающие мероприятия предусмотрены в компании, особенно в выходные дни, чтобы потом это не стало сюрпризом для специалиста и причиной его увольнения.
Новичка не ознакомили с неформальными традициями в коллективе. Например, каждый понедельник все собираются за час до начала рабочего дня и обсуждают цели на предстоящую неделю. Если новенький будет пропускать такие встречи, его могут посчитать зазнайкой и не принимать в свой коллектив.
Также плохо сказывается на работе новичка, если руководство перегружает его новой информацией, ставит труднодостижимые задачи, когда между начальником и работником нет обратной связи. Грамотно построенная система адаптации сотрудника поможет избежать всех этих ошибок, заполучить в свои ряды ценного работника и помочь ему достичь своих наилучших профессиональных результатов.
Механизм социальной адаптации
Механизм социальной адаптации сложный, длительный. Индивид находится под действием мощных внешних факторов, на него давит общественное мнение, его могут осудить за вызывающее поведение или нарушение правового уклада общества.
Изучать соц адаптацию – это значит исследовать активность и самостоятельность человека как важный элемент принятия решений, знакомиться с особенностями его деятельности и отношения к труду, диагностировать уровень ответственности и умение предвидеть последствия своих действий.
Признаками успешного завершения этапов данного процесса являются:
- В основе характера человека лежит самокритичность;
- Требовательное отношение к себе и окружающим;
- Серьезное отношение к работе, качественное выполнение своих должностных обязанностей;
- Объективное оценивание результатов своего труда;
- Развитая рефлексия и склонность к самоанализу своих достижений и неудач.
Внимание! На начальном этапе приспособления к жизни в социуме человек стремится преобразовать социальную действительность и имеющиеся условия, а в конечном итоге преобразует свои установки и ценности
Лечение расстройства
Если симптомы с течением времени не угасают, а только усиливаются, лечение расстройства просто необходимо организовать в срочном порядке во избежание плачевных результатов. В некоторых случаях посещение психотерапевта становится обязательной мерой, особенно при затяжном течении болезни или при попытках суицида. При таких проявлениях возможно даже применение стационарного психиатрического лечения. Работа специалистов дает хороший результат, и при правильном лечении пациент приходит в норму через 2-3 месяца.
Лекарственные препараты облегчают состояние человека, если нет серьезных проявлений, опасных для жизни и здоровья. Врач может назначить антидепрессанты. Применять их самостоятельно без назначения специалиста строго запрещено, да и в аптеке их отпускают только по рецепту, так как это серьезные препараты сильного действия. От чувства тревоги и страха помогут избавиться транквилизаторы, например, «Афобазол». Они облегчают симптомы, восстанавливают жизненный тонус, не вызывая привыкания.
Помощь и поддержка близких людей – неотъемлемая часть реабилитации.
Физиологическая адаптация
Одним из видов физиологической адаптации является адаптация рецепторов, выражающаяся в снижении частоты импульсов в отходящем афферентном волокне, несмотря на постоянное действие раздражителя. Время, в течение которого происходит такое снижение частоты импульсов, или скорость адаптации, различно для разных рецепторов и для одного и того же класса рецепторов, находящихся в органах с различной функцией (стенка аорты, стенка мочевого пузыря.
Рецепторы мышечного веретена адаптируются в течение нескольких минут, кожные тактильные рецепторы — в течение нескольких секунд, тельца Пачини, расположенные в брыжейке,— в течение нескольких миллисекунд. Барорецепторы каротидного синуса и дуги аорты при постоянном раздражении также адаптируются. При периодических раздражениях они сигнализируют об изменении кровяного давления, что является необходимым условием его постоянства.
Механизм адаптации рецепторов сложен. Поскольку основу деятельности рецептора составляет генераторный потенциал, раздражающий нервные окончания и вызывающий разряд импульсов, адаптация рецепторов зависит от аккомодации нервных окончаний к постоянному действию потенциала.
Со времени работ Нернста (1908) известно, что при длительном раздражении электрическим током постоянной величины или при медленном его нарастании происходит увеличение порога раздражения, наступающее, как это доказано в наст, время, вследствие изменений ионной проницаемости мембраны.
Аккомодативная способность нервных окончаний определяет скорость адаптации (см. Аккомодация). Чувствительные волокна обладают меньшей аккомодацией, чем двигательные. В свою очередь чувствительные волокна, иннервирующие медленно адаптирующиеся рецепторы растяжения (мышечные веретена или рецепторы гортани), отличаются минимальными аккомодативными свойствами.
Адаптация рецепторов зависит не только от аккомодации, но и от первичных процессов рецепции, напр. состояния светочувствительного пигмента. Кроме того, Адаптация рецепторов постоянно регулируется эфферентными влияниями из центральной нервной системы, поступающими к ним по волокнам симпатической нервной системы и специальным центробежным путям.
О состоянии физиологической адаптации судят по изменению порога чувствительности анализаторной системы в зависимости от изменения интенсивности стимула. Исследование адаптации глаза называется адаптометрией (см. Адаптация зрительная).
Клеточная адаптация — приспособление клеток к условиям окружающей среды, направленное на выживаемость и воспроизведение. У высших животных и растений адаптация идет, как правило, на уровне целостного организма; участие клеток в этом процессе составляет лишь ее компонент. Все изложенное ниже относится к простейшим организмам.
Клеточная адаптация условно разделяется на гено- и фенотипическую. Генотипическая Адаптация возникает вследствие отбора клеток с определенным генотипом, обусловливающим выносливость; фенотипическая адаптация возникает как защитная реакция на действие повреждающего фактора. В последнем случае большую роль играют интенсивность и сроки воздействия. Сильное воздействие может привести клетку к гибели до наступления адаптации. При действии слабого раздражителя (подпороговой силы) или при медленном нарастании его может возникнуть так наз. перекрестная устойчивость, то есть, клетки становятся менее чувствительными не только к данному раздражителю, но и к другим агентам.
Возникшая под влиянием слабого раздражителя устойчивость может сохраняться и после того, как прекратится его действие. Это выявляется после повторного применения того же агента. Скорость изменения резистентности клетки, как и длительность адаптации значительно варьирует. Степень адаптации клетки — повышение или понижение порога чувствительности — обеспечивает уровень активной функции (например, функции рецепторов).
Механизмы, лежащие в основе адаптации, зависят от природы клеток и характера повреждающего фактора. В некоторых случаях клетки способны изменять повреждающее вещество путем физико-химического связывания агента или путем химического превращения его в менее токсическую форму. Бактериальные клетки могут синтезировать специальные ферменты, расщепляющие токсическое вещество (индукция пенициллиназы в культуре стафилококков, устойчивых к пенициллину). Повышение устойчивости клетки к раздражителю может быть обусловлено повышением устойчивости самих белков цитоплазмы за счет изменений конформации цепей белка либо путем образования комплекса фермент — субстрат, пли за счет синтеза новых белков.
Феномены человеческого организма
В человеке заложен природой огромный запас прочности, который используется в повседневной жизни только в незначительном объеме. Проявляется он в экстремальных ситуациях и воспринимается как чудо. На самом же деле чудо заложено в нас самих. Пример адаптации: способность людей адаптироваться к нормальной жизни после удаления значительной части внутренних органов.
Природный врожденный иммунитет на протяжении жизни может укрепляться рядом факторов или же, наоборот, ослабевать при неправильном образе жизни. К сожалению, увлечение вредными привычками – это тоже отличие человека от других живых организмов.