Задержка развития ребёнка: классификация, симптомы и способы лечения

Контрольная работа

Все специалисты едины во мнении: очень важно обнаружить задержку как можно раньше, тогда у ребенка будет гораздо больше шансов преодолеть ее. Но часто бывает, что врачам не удается вовремя заподозрить неладное, несмотря на многочисленные обследования, которые начинаются еще во время беременности

Сразу после родов состояние малыша оценивают по шкале Апгар – эта мера позволяет выявить гипоксию на ранней стадии. Недосмотры «по невнимательности» не редкость уже на этом этапе. В роддоме у ребенка также берут анализ крови на 5 серьезных генетических заболеваний, которые нужно лечить с первых дней: (гипотиреоз, муковисцидоз, фенилкетонурию, адреногенитальный синдром, галактоземию).

Это исследование исключает врожденные патологии, благо лабораторным результатам можно доверять. Дальше малыш попадает на попечение педиатра, который, заметив задержку, направляет его к неврологу. Однако иногда педиатр не обращает внимания на тревожные признаки только потому, что кроха хорошо прибавляет в весе и по часам справляет большую нужду. Или не принимает всерьез обеспокоенность родителей, заранее списывая ее на мнительность. Именно поэтому врача нужно менять, если его компетентность порождает сомнения, и обязательно показывать малыша неврологу (в 1 месяц, 3 месяца, 6 месяцев и год) ради профилактики. Только так можно вовремя обнаружить заминку.

«Энцефалограмма мозга позволяет увидеть, соответствует развитие коры головного мозга возрасту ребенка или нет, − рассказывает Елена Гладкова. − УЗИ головного мозга показывает наличие кровоизлияний, поврежденные вследствие гипоксии зоны, гидроцефалию и так далее. Эти два исследования малышу назначают при подозрении на перинатальные повреждения нервной системы и наследственные патологии».

Проявления

ЗПРР у детей имеет разнообразные симптомы. Часто родители списывают их на особенности характера, даже не предполагая, что карапузу требуется лечение. Наличие следующей симптоматики является поводом для подозрений:

  1. Избыточное слюноотделение, не вызванное прорезыванием зубов.
  2. Повышенная возбудимость.
  3. Заторможенная мыслительная деятельность.
  4. Плохая память.
  5. Замкнутость, избегание общения.

И самый верный показатель – отставание от норм формирования речи. . Стандартный график такой:

  • С 2-6 месяцев – гуление, или первые звуки.
  • С 4-9 месяцев – лепетание: повторяются парные звукосочетания. Важна также реакция на появление знакомых лиц – младенец оживится, заулыбается и залепечет.
  • 1 год – простые слова из ранее освоенных слогов («мама», «дядя»). Ребенок также должен отзываться на свое имя и привычные ласковые прозвища.
  • 2 года – предложения из пар слов («мама на», «деда дай»). Сформировано умение повторять фразы за другими людьми.
  • 3 года – активный словарный запас составляет 750 слов.

При опоздании в пределах недели паниковать рано, если наступление очередного этапа в жизни маленького солнышка задерживается намного существеннее – обратите на это внимание своего педиатра. Встречаются также другие проявления:

Встречаются также другие проявления:

  • Постоянство в привычках – малейшая смена режима, знакомого меню, обстановки вызывает истерики и крики.
  • Нежелание взаимодействовать со сверстниками и родителями.
  • Агрессия или аутоагрессия – щипки, покусывание, удары, направленные на окружающих или самого себя.

Данный список особенностей напрямую связан с проявлением аутичных черт. Что это на самом деле – РАС в чистом виде, или в сочетании с ЗПРР, зависит от того, нарушена ли способность говорить. Точная постановка диагноза в таком случае требует дополнительного обследования.

Причины появления задержки умственного отставания в развитии

Появление замедления психического развития зависит от различных причин, которые подразделяются на две категории:

  • органического характера, наследственных причин;
  • зависимости от социального окружения, неправильного педагогического влияния, эмоциональной депривации.

Органические причины

ЗПР возникает по причинам локальных изменений в мозговых зонах, произошедших во время внутриутробного развития. Это могут быть последствия материнских заболеваний токсической, соматической, инфекционной формы. Иногда такие поражения происходят вследствие асфиксии ребенка при прохождении по родовым путям.

Немаловажным фактором может стать генетика, в соответствии с законами которой у ребенка появляется природная предрасположенность к задержке созревания мозговых систем. В большинстве случаев болезнь имеет неврологическую основу с симптомами дистонии сосудов, нарушением иннервации черепно-мозгового участка, гидроцелией. Все нарушения деятельности мозга, приводящие к замедлению развития, отлично прослеживаются на энцефалографии, характерным проявлением заболевания является активность дельта-волн и полное затухание альфа-ритмов.

Социальные причины замедления развития сознания

Эти причины приводят к ЗПР, если ребенок находился и воспитывался с раннего возраста в неприемлемых условиях. К таким обстоятельствам относятся:

  • ребенок не имел достаточного количества стимулов для нормального развития;
  • налицо материнская и эмоциональная депривация;
  • малышу не уделяли внимания педагоги, что привело к запущенности;
  • не было возможности овладеть простыми навыками;
  • алкоголизм родителей, сиротство в раннем возрасте;
  • постоянные скандалы в семье, нестабильность, ограничение общения со сверстниками;
  • некоторые исследователи в этой области указывают на причину педагогической запущенности неправильное и равнодушное отношение учителя к своему ученику без учета индивидуальных особенностей;
  • плохое и скудное питание, не обеспечивающее поступление в организм достаточного количества минералов и витаминов.

В результате страдают не только механизмы мозгового развития, но и подключаются психотравмирующие факторы, которые приводят больного пациента к остановке развития. Если происходит плотное сочетание причин из двух категорий, то ликвидировать ЗПР становится труднее в зависимости от величины поражения. В большинстве такое неблагоприятное сочетание приводит личность к полной дезадаптации в социуме.

Классификация

Есть несколько видов патологий психологического развития. Обычно медиками используется для классификации отличий таблица, составленная профессором Лебединской. Здесь всего несколько пунктов, позволяющих без особых сложностей определить вид заболевания, поставить диагноз ЗПРР, после чего назначить специальное лечение.

Благодаря классификации медикам легко определить или аутизм, или нарушения в развитии. Это значительно облегчает воздействие на заболевание – безошибочно поставленный диагноз формы ЗПР позволяет составить индивидуальную схему лечения.

Конституциональная задержка психического развития

Замедление созревания ЦНС – основная причина этого вида патологии конституционального происхождения. Ребенок может отставать по возрасту, вести себя, как присуще младшим детям. Эта особенность обусловлена психическим инфантилизмом.

Особенности задержки – недостаточный объем памяти, слишком слабое внимание. Особенно ярко заметны эти черты, проявляющиеся в школьном возрасте

Если обратиться к врачу раньше, своевременно поставленный прогноз помогает частично устранить часть проявлений в 3-5 лет.

ЗПР церебрально-органического происхождения

Одно из проявлений, которое встречается чаще всего. ЦОГ развивается на фоне незначительных повреждений головного мозга ребенка или недоразвития одной из частей органа. Задержка развития ребенка 2-х летнего возраста выражается такими признаками:

  • отсутствием активности, эмоциональных проявлений;
  • скудным воображением;
  • трудностями в процессе восприятия;
  • заторможенностью в движениях;
  • непритязательностью.

На выздоровление уходит до нескольких лет, но при условии, что родители строго следовали назначению медиков и упорно занимались с карапузом.

Задержка психического развития соматогенной генезы

Среди самых основных причин торможения психического развития соматогенного происхождения медики называют патологии важных органов в раннем возрасте. Последствия патологий – серьезные поражения нервной системы.

Спровоцировать ЗПР соматогенного происхождения способны такие заболевания:

  • диспепсия (только хроническая);
  • бронхиальная астма;
  • патологии почек;
  • серьезные нарушения в работе сердца или системы;
  • воспалительные процессы в легких.

Соматические заболевания ребенка нужно лечить на ранних стадиях, в противном случае неприятных последствий, связанных с нервной системой или развитием речевых навыков, избежать не получится.

Темповая ЗРР

При темповой ЗРР у малыша наблюдаются ярко выраженные симптомы, среди которых наиболее выделяется полное отсутствие навыков речи в 3-4 года. Также дети в этом возрасте с трудом произносят даже простые звуки, не пытаются воспроизводить их после взрослых. Наблюдать можно и нарушение некоторых функций – малыш старается «разговаривать» жестами и мимикой, не прибегая к речевому общению.

Задержка психического развития психогенной генезы

Еще одна классификация нарушений связана с окружением ребенка. Интеллектуальные процессы замедляются под воздействием жестокости со стороны близких людей, при безразличии или отсутствии воспитательных моментов. В первую очередь изменений претерпевает эмоционально-волевая сфера. Такой малыш обычно отличается не только отклонениями, но и состоянием здоровья – наблюдаются тяжелые заболевания, стремительно развивающиеся патологии.

ЗПРР с элементами аутизма

При отсутствии правильного воздействия на проблему у малыша способны проявиться некоторые черты аутизма, спровоцированные нарушениями психики. Среди них:

  • карапуз отказывается налаживать эмоциональный контакт;
  • проявляется склонность к агрессивным поступкам, нередко малыш пытается причинить вред себе (покусать руки, расцарапать кожу, удариться об пол, стену);
  • покачивания в разные стороны, стоя на месте, хождение по кругу;
  • привыкание к одной игрушке, отсутствие реакции на окружающие предметы;
  • изолированность – ребенок отказывается контактировать со сверстниками, не знает, как себя с ними вести.

Диагноз ставится только после тщательных исследований. Комиссия состоит из специалистов разной квалификации – невропатолога, педиатра, логопеда, психолога.

Причины возникновения заболевания

Данное заболевание обычно само по себе не появляется. Задержке способствуют, с одной стороны, причины биологического характера:

  • осложненная беременность;
  • патологии плода;
  • внутриутробные инфекции;
  • травмы при родах;
  • недоношенность либо переношенность;
  • высокое внутричерепное давление у новорожденного;
  • наследственность;
  • физические увечья;
  • задержка развития головного мозга;
  • патологии слухового аппарата;
  • плохое развитие мышц лица;
  • медленное развитие нервной системы.

С другой стороны, с задержкой речи могут быть связаны длительные психические расстройства, вызванные отсутствием возможности удовлетворения необходимых потребностей – сна, пищи, общения с матерью и отцом. Негативное воздействие оказывает и гиперопека: среда, в которой речевое общение ребенка не востребовано, так как родители предупреждают все его желания, не развивая в нем личную активность. Очень вредно малышу находиться в слишком информированной среде, в которой он постоянно сталкивается с большим объемом информации, не соответствующей его возрасту. В результате малыш перестает прислушиваться к звукам и осмысливать их значение, пытается произносить фразы и выполнять артикуляционные упражнения, которые не имеют отношения к развитию речи.

Причины

Этиология ЗПР включает в себя целый ряд причин, способных ее вызвать:

  • Генетическая предрасположенность;
  • Хронический стресс;
  • Патология беременности;
  • Минимальная дисфункция головного мозга (преходящее нарушение функций нервной системы, которое хорошо поддается лечению, прогноз благоприятный);
  • Обменные нарушения;
  • Аномалии кровеносных сосудов;
  • Церебральные нарушения;
  • Интоксикация;
  • Перенесенные вирусные или бактериальные заболевания;
  • Органические поражения.

Последние встречаются гораздо реже, однако необходимо провести комплексное обследование, чтобы найти истинную причину заболевания.

ЗПР – это пограничное расстройство психомоторной сферы, то есть является чем-то средним между нормой и патологией. При благоприятной обстановке в семье, регулярной работе с ребенком, уменьшением воздействия на малыша раздражающих факторов и выполнение всех врачебных рекомендаций, ЗПР способна исчезнуть самостоятельно без применения медикаментозных средств.

Стоит отметить тот факт, что нарушение психомоторного развития ребенка, как и при минимальной дисфункции головного мозга, носит преходящий характер. При своевременной и грамотной терапии клиническая картина сглаживается и позволяет малышу жить нормальной жизнью, ничем не отличаясь от своих сверстников.

Задержка речевого развития у детей: симптомы

ЗРР может возникнуть на фоне врожденных факторов. В этом случае проявления отклонения в развитии заметно уже с младенчества. Признаками являются:

  • В 3–4 месяца малыш не реагирует на родительскую жестикуляцию и слова. Не улыбается, остается равнодушным к игрушкам.
  • К девяти мес. отсутствует лепетание. Ребенок не произносит даже отдельные слоги. Не кряхтит, отсутствует жестикуляция.
  • В 12 мес. малыш не издает никаких звуков. Он очень тихий, серьезный, молчаливый. Тяжело контактирует, не улыбается.
  • В полтора года даже не говорит самых первых слов – «дай», «на», «мама» и т. д. Малыш не понимает обращений. Иногда не умеет пережевывать пищу.
  • В 2 годика знает и применяет только до десятка слов, новые не повторяет. Не может сообразить, что от него хотят, не составляет предложений.
  • В 2,5 годика использует не более двадцати слов. Малыш неспособен составить даже короткую фразу. Ребенок не понимает обозначения предметов и частей тела. Может спутать уши с руками и т. д., либо вовсе не реагирует на вопросы.
  • В 3 годика также не составляет предложений, не реагирует на рассказы взрослых. Если разговаривает, то очень быстро или наоборот, медленно «глотает» окончания, тянет слова. Иногда в точности повторяет сказанное. Такие чада часто не умеют ходить на горшок, а также у ребенка могут появиться признаки ЗРР в виде:

️ сильного выделения слюны;

️ ротик всегда немного открыт;

️ гиперактивности;

️ агрессивности;

️ быстрой усталости;

️ рассеянности;

️ плохой памяти;

️ замкнутости;

️ медленного соображения;

️ малого набора эмоций;

️ плохого воображения.

Ребенок сторонится сверстников, так как ему трудно общаться с ними. Дети с ЗРР слабо развиты физически, у некоторых диагностируется ДЦП. Симптомы отставания в развитии выявляются на электроэнцефалограмме.

За речевое общение отвечает левая часть мозга. В нем наблюдаются отклонения от нормы. Если ЗРР появилось еще в младенчестве, то чем больше проходит времени до начала терапии, тем сильнее затягивается развитие.

Симптомы ЗРР на фоне аутизма

Аутичные черты (АЧ) можно заметить с рождения ребенка. Однако первые признаки заболевания не вызывают тревоги. Они списываются на возраст или характер малыша. ЗРР с чертами аутизма становится заметным к трем годам. Это помогают определить симптомы:

️ очень бурная реакция или сильный плач даже на небольшие раздражители;

️ недостаточное оживление (движения ручками, ножками и т. д.);

️ нет реакции на сильные раздражители (либо реагирует слабо);

️ проявление активного интереса к определенной игрушке и отсутствие его на людей.

Чем старше аутичные малыши, тем ярче проявляются симптомы ЗРР:

1. От года до полутора лет:

️ отсутствует лепетание;

️ дети не реагируют (либо делают это с неохотой) на родительский зов;

️ плохо засыпают, тревожный сон;

️ не показывают рукой на предметы или людей;

️ желания выражают жестикуляцией;

️ не произносят даже слогов;

️ не смотрят в глаза другим (это наиболее заметно, когда ребенок учится ходить).

2. В трехлетнем возрасте:

️ не реагируют на эмоции окружающих;

️ не понимают, как играть с детьми;

️ почти не подходят к другим малышам;

️ предпочитают одиночество;

️ с трудом ориентируются в окружающей обстановке.

3. Другие признаки ЗРР в возрасте до пяти лет:

️ редкие обращения с просьбами (или их полное отсутствие);

️ чрезмерная привязанность к определенному объекту;

️ неспособность (или полное отсутствие этого качества) комбинировать слова;

️ аутоагрессия, когда ребенок причиняет себе вред;

️ небольшой словарный запас;

️ нежелание рассказывать о происшедших событиях;

️ замена слов на жесты;

️ неумение играть, особенно в игры, которые требуют воображения или фантазии;

️ неправильно употребляют местоимения.

Старшие дети, имеющие АЧ и ЗРР, имеют сложности с внимательностью, проблемы с учебой. Особенно если им неинтересны задания. Появляется агрессия, когда ребенка начинают наказывать родители либо педагоги. Один из отличительных общих признаков – непонимание обращенной к малышу речи.

Причины зпр и зпрр

К сожалению, причин зпр и зпрр очень много. Нервно-психическое развитие имеет очень большое значение. Задержка речевого и психического развития часто связана с патологией беременности, то есть с различными патологическими состояниями и заболеваниями у мамы, ждущей малыша. Какие причины зпр и зпрр?

1. Гестозы и токсикозы беременности.

2. Угроза выкидыша.

3. Внутриутробная гипоксия.

4. Резус конфликт матери и плода.

5. Внутриутробные инфекции (токсоплазмоз, микоплазмоз, уреаплазмоз, хламидиоз, краснуха, ветрянка, герпетическая инфекция, или герпес, папилломавирусная инфекция, сифилис, гепатиты, ВИЧ-инфекция).

6. Железодефицитная анемия.

Также влияет патология в родах.

1. Слабость родовой деятельности.

2. Обвитие пуповины.

3. Кесарево сечение.

4.  Узкий таз (анатомически узкий таз, клинический узкий таз).

Большое влияние имеет здоровья матери, ее хронические соматические болезни и болезни мочеполовой системы.

1. Хронический сальпингит.

2. Хронический сальпингоофорит.

3. Сахарный диабет.

4. Эндемический зоб и болезни щитовидной железы.

5. Онкологические заболевания.

6. Анемия.

И, конечно, огромное значение имеет экология, то есть неблагоприятные окружающие факторы, которые действуют как во время беременности, так и задолго до нее.

1. Выхлопы автотранспорта.

2. Химические производства.

3. Заводы.

4. Употребление некачественной пищи и питьевой воды.

5. Электромагнитные излучения (вышки сотовой связи, сотовые телефоны, микроволновки и смартфоны, планшеты, компьютеры).

Большое значение имеет питание матери. Если девушка часто употребляет фаст фуд, сладкие газированные напитки, колбасу, сосиски, чипсы, продукты с длительным сроком действия, пальмовое масло, то риски возникновения патологии у плода могут увеличиваться.

И последняя группа факторов. Это факторы, влияющие на первом и втором году жизни ребенка.

1. Реанимационные мероприятия в роддоме.

2. Несбалансированное питание.

3. Дисбактериоз.

4. Стафилококковая инфекция.

5. Рахит и скрытый рахит.

6. Осложнения вакцинации (прививки).

7. Травмы и падения (например, из кроватки).

8. Врожденная патология.

9. Наследственная патология.

10. Соматические заболевания.

11. Респираторные вирусные инфекции (ОРВИ, грипп, парагрипп, аденовирусная инфекция, рс-инфекция).

12. Кишечные инфекции (ротавирусная инфекция, сальмонеллез, энтеровирусные инфекции и др).

13. Любые хирургические операции (например, аппендектомия, тонзиллэктомия).

14. Стресс.

Причины отставания в развитии

Развитию ЗПР способствует влияние различных биологических и социально-психологических факторов:

  • Биологические (незрелость ЦНС, связанная с повреждениями локального характера, заболевания во время беременности, недоношенность, родовые травмы, перенесенный рахит, грипп и др.).
  • Социально-психологические (гипоопека или гиперопека ребенка, недостаток общения, авторитарное воспитание).

Существует классификация ЗПР по этиопатогенетическому признаку:

  • ЗПР конституционная – характеризуется отставанием в созревании ЦНС. Помимо отставания в психических процессах ребенок не успевает и в физическом развитии.
  • ЗПР соматогенная – наличие в анамнезе ребенка заболеваний тормозящих развитие ЦНС, это бронхиальная астма, диспепсические расстройства, частые пневмонии.
  • ЗПР психогенная – неблагоприятные условия жизни ребенка, жестокое обращение, недостаток внимания и общения.
  • ЗПР церебрально-органическая – возникает от первичного негрубого повреждения головного мозга. Встречается у большей половины детей с ЗПР.
  • Тесты на выявление ЗПР — 6 способов определить задержку психического развития у ребенка.

Для выявления задержки психического развития у ребенка имеются специально разработанные тесты:

Тест для детей до 1 года – специалист проверяет держит ли ребенок головку (не позднее 1,5 мес.), умеет ли поворачиваться (не позднее 5 мес.), сидеть и стоять на ножках (к 8 мес)

При обследовании также уделяется внимание и речевому развитию. Наличие лепета (не позднее 8 мес.), умение говорить слоги (к 1 году).
Тест для детей от 9 до 12 мес

– специалист проверяет способность к формированию простейших мыслительных навыков. Спрятав при ребенке игрушку, просят показать где она, ребенку в этом возрасте нужно понимать что игрушка не исчезает и пытается ее найти.
Тест для детей от года до полутора лет – у ребенка в данном возрасте должен проявляться интерес к происходящему в окружающем его пространстве, проявлять радость при виде мамы, папы. Если в этом возрасте данной активности не наблюдается – это тревожный сигнал.
Тест для детей 2-х — 3-х лет. Специалист наблюдает за тем, как ребенок вставляет детальки в соответствующие отверстия. В этом возрасте ребенок с данной задачей должен справляться с легкостью.
Тест для детей от 3-х до 5-летнего возраста. У ребенка должен к этому возрасту уже сформироваться небольшой словарный запас и кругозор.
Тест для детей 5-7 лет. В этом возрасте ребенку должно быть интересно рисовать лепить. Иметь способности к простым вычислительным действиям, счету до 10.

Отличие ЗПР от умственной отсталости

Дифференциальную диагностику этих двух состояний можно провести с 5-5.5 лет. То есть получается, что до 5 лет врачи (неврологи, психиатры) на практике пишут в заключении «ЗПР», а далее уже выставляется диагноз (помним, что по текущей международной классификации болезней ЗПР не является медицинским диагнозом).

Для того, чтобы достоверно отделить УО от ЗПР, необходимо провести диагностику с помощью детского теста Векслера. Существуют и другие диагностические инструменты, которые помогают «измерить» степень и структуру задержки развития психики, но на текущий момент только по Векслеру есть четкая градация: при УО ребенок набирает менее 69 баллов. При этом оптимально проводить тестирование в возрасте около 8 лет. Как на практике, так и по результатам теста, есть «прослойка» детей, которые имеют достаточно грубую задержку развития на церебрально-органической почве, но тем не менее еще не относятся к категории УО.

Отличия УО от ЗПР на практике:

  • Ребенок с УО не имеет познавательного интереса;
  • Не переносит усвоенный материал на другой аналогичный;
  • После перерыва в занятиях – «как чистый лист», то есть очень плохо усваивается то, что было пройдено, не актуализируется;
  • Разница между актуальным уровнем развития и биологическим возрастом – более 2 лет;
  • У детей с УО не формируется абстрактное мышление;
  • Ребенок с ЗПР даёт лучшую динамику, а также успешно справляется с заданиями из «зоны ближайшего развития» с помощью взрослого;
  • Игровая подача материала повышает результат у ребенка с ЗПР, в то время как при УО ребенок соскальзывает с задания в игру;
  • Изобразительная деятельность у детей с ЗПР, как правило, развита лучше.

Диагностика задержки развития в дошкольном возрасте

ЗПРР — это медицинский диагноз и поставить его могут детский невролог и психиатр после проведения полного обследования. Чаще всего основные отклонения приходятся на дошкольный возраст ребенка. К врачам могут отправить и на ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия), куда родителям могут порекомендовать обратиться педагоги детского сада, в который ходит малыш. Направление на ПМПК может дать и невролог. Обследование проводится комплексно, с осмотром многих специалистов.

Однако провести диагностику и заподозрить это отклонение может также логопед, дефектолог или психолог. Грамотный, всесторонний подход к проблеме позволит определить эффективные направления коррекции. Специалисты диагностируют психоречевое развитие ребенка, ориентируясь на его возраст. Если оно не «дотягивает» до нормы, то выдвигается предположение о том, что у него ЗПРР. Однако это должен подтвердить не один специалист.

Диагностика ЗПРР:

  1. Детям, у которых развитие речи запаздывает, необходимо обязательно обратиться к сурдологу и проверить слух. Очень часто речь не развивается из-за того, что ребенок плохо слышит или не слышит вовсе.
  2. Для оценки развития речи используются тесты, соответствующие возрасту. Это могут быть также анкеты, беседа с родителями, стандартизированные методики со шкалой, позволяющие получить конкретную оценку речевого развития.
  3. Специализированное обследование работы мозга и сосудов головы и шеи: Эхо-ЭГ, допплерография и т. д. С их помощью невропатолог оценивает внутричерепное давление, степень зрелости мозга, скорость и объем кровотока в мозге.
  4. Логопедические тесты. Ориентируясь на возрастные нормы, логопед обследует уровень развития фонематического восприятия, произношения звуков, лексико-грамматических категорий.

Диагностика проводится комплексно с привлечением разных специалистов. И только на основании данных всех обследований можно будет говорить о постановке этого диагноза.

Диагностика

Врач-невролог собирает тщательный анамнез, узнает о вредных привычках матери, возможной патологии беременности и перенесенных вирусных заболеваниях. Затем идет неврологический осмотр, включающий в себя проверку рефлексов, исключение патологии опорно-двигательного аппарата и выявление психоэмоционального неблагополучия. Для исключения органических дефектов и опухолевого поражения назначают МРТ головного мозга. Патологическую нервную импульсацию исключают путем проведения ЭЭГ, нейросонограммы. Возможно проведения РЭГ и рентгена черепа. Исключив грубую сопутствующую патологию, врач-невролог оценивает психомоторное развитие ребенка, сопоставляя его с клинической картиной, указанной в статье  выше.

Лечение

Что же делать если такое заболевание выявлено у ребенка и можно ли вылечить его? Лечение нужно начинать как можно раньше, важно чтобы оно было комплексным. Для помощи малышу понадобятся консультации логопеда, невролога, психолога и рефлексотерапевта

Если болезнь не запущена и лечение своевременное, то можно ожидать хороших результатов. В таком случае ребенок в дальнейшем сможет учиться в обычной школе наравне с другими ребятами.

Микротоковая рефлексотерапия способна воздействовать малыми импульсами электрического тока на активные точки головного мозга. Такой способ может улучшить работу центральной нервной системы. Специалист работает с теми зонами, которые отвечают за понимание и производство речи. Метод прекрасно работает при гидроцефалии, применять его можно детям с полгода.

Коррекционная работа дефектолога начинается с детьми от 2 лет и старше. Специалист может помочь с улучшением памяти, развитием мышления и мелкой моторики. Логопед берется за работу, когда малыш достигает возраста 4-5 лет. Врач поможет ребенку с улучшением артикуляции, верной постановкой предложений.

Логопедический массаж сможет простимулировать жевательные и мимические мышцы. С его помощью детям проще генерировать звуки.

Медикаментозное лечение способен назначить невролог либо невропатолог. Они определяют, какие анализы должен пройти ребенок. Обследуют его в барокамере, компьютерной томографией.

Исходя из результатов обследования назначается курс препаратов. К ноотропным лекарствам относят Фенотропил, Семакс, Танакан, Глиатилин, Глицин, Энцефабол, Ноотропил, Пантогам. Они помогут восстановить функции головного мозга, улучшают память и умственную деятельность. Лекарства этой группы снижают кислородное голодание клеток мозга, а также поднимают настроение ребенка, исключают судороги.

Витаминными комплексами при ЗПРР выступают Мильгамма и Нейромультивит. Они содержат в своем составе группы В, Е, С, РР, полезные микроэлементы и фолиевую кислоту. Также важны тиамин, никотиновая кислота, рыбий жир в капсулах и биотин.

Лечение без применения препаратов

Немедикаментозная терапия является не менее значимым аспектом. Она включает:

  • занятия с психологом, логопедом;
  • массажные процедуры;
  • трудотерапия;
  • плаванье с дельфинами;
  • ЛФК.

Для получения скорейшего эффекта необходимо подключать все окружение ребенка. Огромное значение имеют такие задания:

  • обучение малыша описывать изображения. Родителям необходимо показывать разные картинки и рассказывать, что на них нарисовано. Через время попросить ребенка сделать тоже;
  • с выражением поведать крохе смешную историю, чтобы вызвать большой интерес и желание расспросить по подробнее о событиях;
  • учить стихотворения, скороговорки, петь песни;
  • делать акцент на общении. Стараться не замечать желаний ребенка выраженных в форме жестов;
  • вносить в словарный запас малыша новые слова и объяснять их значение.

ЗПРР при аутизме

Аутизм – одно из серьезнейших психических заболеваний, сопровождающееся задержкой психоречевого развития. Аутизм характеризуется крайней степенью замкнутости, отсутствием интереса к происходящему вокруг

Поэтому очень важно вовремя установить (или исключить) эту психическую патологию у ребенка. Сопровождается она весьма специфической симптоматикой

  • Ребенок избегает любого контакта с окружающими людьми, даже с родителями, погружен в себя.
  • Он склонен к приступам безосновательной агрессии, при этом она часто направлена на самого себя (малыш может бить себя, щипать, кусать).
  • Ребенка отличает стереотипное нелогичное поведение: он повторяет монотонные движения (раскачивается в стороны, кружится или ходит по кругу, расставляет вещи в определенном порядке, болезненно реагируя на малейшую попытку что-то переставить).
  • Кроха не понимает, для чего нужны игрушки, зачастую ролью игрушек наделяет совершенно другие предметы (папины инструменты, кухонную утварь). Выбирает для игры один любимый предмет или даже какую-то его отдельную часть (например, ситечко от заварника или крышку от контейнера).
  • Не может и не стремится общаться с людьми: объяснять им что-то, просить, благодарить, помогать.
  • Игнорирует просьбы о помощи, демонстрируя полное равнодушие.

Подобные проявления довольно сложно поддаются лечению, требуют комплексной помощи родителей, неврологов, психиатров, психологов, а также использования нетрадиционных форм и методов реабилитации. К сожалению, зачастую более-менее адекватную помощь такие дети могут получить только у дорогостоящих зарубежных специалистов.

Неблагоприятный фон

Отставания от графика могут возникать по иным, более серь-езным основаниям, и тогда прогноз для малыша неоднозначен. Часто сбои случаются еще в период беременности. «Кора головного мозга начинает формироваться в период внутриутробного развития ребенка, − объясняет детский невролог Елена Гладкова. – В I триместре идет закладка всех органов и тканей, включая особую моторную зону в лобной доли, которая отвечает за двигательные функции. Любое негативное воздействие в этот период может помешать правильному формированию клеток мозга». Таким препятствием могут стать инфекции, которыми женщина переболела в период беременности, приводящие к кровоизлиянию в мозг родовые травмы, профессия мамы, которая предполагает контакт с опасными веществами, плохая экология, электромагнитное излучение от компьютеров и бытовых приборов, вредные привычки: сигареты и алкоголь. Нанесенный вред часто приводит к так называемым перинатальным поражениям нервной системы, которые выливаются в задержки моторного, психического и речевого развития.

По данным Научного центра здоровья детей РАМН, на первом году жизни этому риску подвержены более 80% детей. Кстати, до 1998 года в ходу был другой термин − «перинатальная энцефалопатия» (некоторые врачи пользуются им до сих пор). Перинатальные поражения нервной системы − понятие обширное. К ним относятся как почти безобидные синдромы вроде одностороннего нарушения мышечного тонуса, так и три самых тяжелых варианта развития событий – эпилепсия, гидроцефалия (водянка головного мозга), детский церебральный паралич. Степень тяжести от таких поражений зависит прежде всего от того, какая причина их вызвала и когда произошел сбой: заразиться гриппом в I триместре гораздо опаснее, чем в II или III.

Чаще всего перинатальные поражения вызывает хроническая или острая гипоксия (нехватка воздуха) плода во время беременности. В таких условиях нервные клетки мозга малыша перестают получать достаточное количество кислорода и глюкозы, которые служат им пищей, и погибают. Хроническая гипоксия обычно развивается при токсикозе или гестозе, острая – в родах из-за разных осложнений, например, если пуповина обматывается вокруг шеи малыша и ему становится трудно дышать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector