Особенности сензитивных периодов развития ребенка

Определение

Рассмотрим, что означает данное понятие. Сензитивный период – это период восприимчивости малышей к определенным занятиям, то время, когда они в наибольшей степени готовы к узнаванию чего-то конкретного, к обучению какому-либо виду деятельности. Слово имеет латинские корни и означает «чувствительный».

Знать особенности этих периодов развития особенно важно для ответственных родителей, поскольку психологи отмечают, что преждевременное или запоздалое обучение тому или иному виду деятельности окажется в итоге не вполне результативным и даже может неблагоприятно сказаться на развитии психики. При этом такие периоды имеют определенную продолжительность, но уходят безвозвратно, поэтому если момент упущен, то ничего уже не исправить

Напротив, понимание сензитивности поможет родителям так построить процесс обучения, что малыши будут с удовольствием и легкостью постигать материал.

В психологии определение сензитивного периода дано достаточно подробно, но следует отметить, что между ним и конкретным возрастом ребенка нельзя ставить знак равенства. Наивысшая интенсивность, то есть максимальная готовность малыша постигать то или иное занятие, может быть у разных детей в разном возрасте.

Различные типы людей по особенностям характера

Сензитивность темперамента у холериков характеризуется неуравновешенностью и излишней возбудимостью. У таких людей нередко наблюдается цикличность поведения. Их интенсивная деятельность может резко уйти на спад. Это происходит из-за снижения психических сил или потери интереса. Такие люди отличаются от остальных резкими и быстрыми движениями, а также яркими выражениями чувств в мимике речи. Незначительная сензитивность наблюдается у сангвиников. Эти люди легко приспосабливаются к изменяющейся обстановке. Именно поэтому внешние факторы отрицательное влияние на их поведение оказывают не всегда.

Сензитивной ригидностью отличаются флегматики. У таких людей происходит медленное течение психологических процессов. Явление возбуждения у флегматиков уравновешивается сильным торможением. Именно поэтому такие люди способны сдерживать свои импульсы.

Повышенной ранимостью и эмоциональной чувствительностью отличаются меланхолики. На внезапное осложнение обстановки они реагируют весьма болезненно. В опасных ситуациях у них возникает чувство сильного страха. В общении с незнакомыми людьми меланхолики чувствуют себя очень неуверенно.

Виды сензитивности

Бывают крайние случаи, когда сензитивность проявляется во всех сферах жизни человека, но они встречаются нечасто. Обычно повышенная чувствительность связана с какой-то определенной областью или направлением психической деятельности. Выделяют 4 основных вида сензитивности:

  • эмоциональная – способность проявлять сильную эмоциональную реакцию на внешние воздействия и оценивать даже незначительные из них как значимые;
  • органическая – повышенная чувствительность сенсорно-перцептивной сферы;
  • сензитивность высшей нервной деятельности (темперамента);
  • социальная сензитивность.

Последний вид стал изучаться сравнительно недавно, когда выяснили, насколько важна сензитивность в межличностных отношениях и как она проявляется. Отсутствие хотя бы элементарной чувствительности сильно затрудняет установление контактов между людьми и служит источником конфликтов. В настоящее время выделяют 4 типа социальной сензитивности:

  • Теоретическая – сензитивность на рациональном уровне. Это даже не чувствительность, а понимание особенностей поведения других людей. Причем далеко не всегда человек, обладающий этим типом сензитивности, хорошо применяет свои знания на практике.
  • Наблюдательская – это уже классическая сензитивность, которая проявляется в чуткости человека к изменениям в поведении людей, к вербальным и невербальным сигналам, поступающим от человека: выражению лица, глаз, интонации и скорости речи, выразительности и т. д.
  • Идеографическая – это способность на основании часто неосознаваемых внешних характеристик создавать психологический портрет человека, выделять его особенности, уникальные качества и на основе этого разрабатывать стратегии общения.
  • Номотетическая – социальная чувствительность, связанная не только с наблюдательностью, но и со способностью обобщать полученные данные об особенностях групп людей и использовать их для прогнозирования поведения любых других аналогичных сообществ.

Из всех видов сензитивности наиболее заметное влияние на поведение и психическое состояние людей оказывают эмоциональная и социальная. Причем влияние это часто бывает прямо противоположное. Социальная чувствительность, несомненно, нужна, полезна и является хорошим инструментом для организации социального взаимодействия. Тогда как эмоциональная часто является источником проблем, в том числе психических.

Основные сензитивные периоды в жизни ребенка

В своих работах Мария Монтессори особое внимание уделяла эволюции ребенка до 6 лет. За первые годы жизни ребенок обрабатывает и усваивает колоссальный объем информации

Это время «впитывающего разума».

Единого мнения по количеству сенсорных периодов до сих пор не существует. Сама Монтессори конкретные вехи не выделила, только обозначила общие границы и характерные особенности. Ее последователи не смогли прийти к единому мнению.

Сензитивные периоды по Монтессори

Возраст Название сензитивного этапа Особенности этапа
0 – 3 Духовный эмбрион Происходит активное знакомство с внешним миром. Учится распознавать эмоции и отношение к нему окружающих людей
3 – 6 Строитель самого себя Совершенствование органов чувств, ребенок учится анализировать свои ощущения, формируется представление о себе самом и окружающем мире. Мария Монтессори считала, что развитость органов чувств, умение анализировать свои ощущения, напрямую связаны с эстетическим восприятием мира, воображением и эмоциональным интеллектом
6 – 9 Исследователь Попытка познать и разобраться во всем, что окружает. Время постоянного «почему»
9 – 12 Ученый Сензитивный период по Монтессори, когда ребенок приобретает умения и знания предыдущих поколений. Зарождается интерес к научным знаниям

Наибольшую популярность получила классификация сензитивных этапов, разработанная последователем Марии Монтессори Полом Эпштейном. Он не только расширил понятие сензитивных периодов развития, но и определил границы и функции каждого из них.

Эпштейн выделил 11 сензитивных периодов:

Сензитивный период,
возраст (лет)

Название
Описание
2 – 4
Сензитивный период порядка
Порядок в окружающем пространстве, в отношениях с людьми, во времени
0 – 1,5
Движения и действия
Стремление к действию, движения становятся осмысленными
1,5 – 4
Мелких предметов
Интерес к изучению мелких предметов, деталей
2,5 – 6
Вежливости и этикета
Начинается с подражания взрослым, к 6 годам становится частью личности
2,5 – 6
Совершенствование чувств
Внимание к ощущениям, получаемым через органы чувств, ребенок учится дифференцировать свои ощущения и анализировать их
3,5 – 6
Письма
Стремление рисовать цифры и буквы
3 – 5,5
Чтения
Возникает интерес к буквам, учится составлять из них слова и предложения
0 – 6
Сензитивный период развития речи
Погружение в языковую среду, постепенное овладение речью
4 – 6
Пространства
Ориентирование в пространстве, понимание расположения предметов, интерес к мозаикам и пазлам
2 – 6
Музыки
Интерес к музыкальным произведениям, пора формирования слуха и чувства ритма
4 – 6
Математики
Возникает понятие количества и простейших математических действий

Проблема сензитивных периодов развития еще не закрыта и находится в процессе изучения. Результаты последних исследований показывают, что, возможно, совсем скоро сензитивные периоды развития способностей и их возрастные границы будут пересмотрены. Одно из направлений современных исследований — сензитивное пренатальное развитие ребенка. Основоположник школы — Лазарев М.Л.. Доктор Лазарев М.Л. разработал авторскую школу сензитивного внутриутробного развития малыша. В основе концепции лежат исследования, доказывающие, что, еще находясь в утробе матери, ребенок не только воспринимает звуки, но и способен испытывать тактильные, вкусовые ощущения и готов к общению и восприятию информации.

Принципиально другой взгляд на сензитивные периоды обучения применяет педиатр и исследователь — Скиллер П.. Он предлагает использовать понятие «благоприятный период» и указывает на существование его повтора в процессе взросления.

Благоприятный период для развития Первый (наиболее яркое развитие способностей) Следующий
Эмоциональной сферы 0 – 2 года 2—5 (в меньшей степени в любом дальнейшем возрасте)
Физической активности
Зрения 2—5
Речи от 4 до 8 месяцев с 8 месяцев до 5 лет. Сензитивный период речи — один из немногих, который совершенствуется в процессе всей жизни
Музыкальных способностей до 3 лет 3—10
Интеллекта до 4 лет 4—10
Изучение неродного языка 5—10 лет По мнению Скиллера, дальнейшее изучение иностранного языка в большей степени зависит от упорства и способностей, развитых в первый этап

Несмотря на многочисленные разногласия среди исследователей, все сходятся в одном: повлиять каким-то образом на сензитивные периоды развития навыков и их продолжительность нельзя. Только своевременное удовлетворение сензитивных потребностей малыша способствует гармоничному развитию личности.

Сензитивность как качество личности

Это понятие происходит от латинского слова sensus – «чувство» и переводится как чувствительность. В психологии термин «сензитивность» имеет отношение к нескольким близким по сути явлениям. Их объединяет связь с повышенной восприимчивостью к внешним воздействиям.

Чувствительность эмоциональной сферы

При определении и оценке сензитивности часто возникает недопонимание из-за двойственного смысла этого термина, точнее, из-за того, что понятие «чувства» в психологии имеет два значения. Во-первых, чувства – это вид эмоциональных состояний, довольно устойчивые эмоциональные реакции человека на различные жизненные ситуации, объекты, других людей и самого себя. В этом плане сензитивность понимается как повышенная чувственность или сильные и часто неадекватные эмоциональные переживания. Они связаны с целым комплексом личностных особенностей, таких как:

  • частая смена настроения;
  • склонность долго переживать даже незначительные неприятности и неудачи;
  • повышенная тревожность, нередко перерастающая в фобии;
  • заниженная самооценка;
  • склонность к частой рефлексии и самокопанию;
  • влюбчивость;
  • обидчивость и т. д.

Эти качества в совокупности создают образ этакого классического меланхолика Пьеро — вечно страдающего и переживающего человека. Но сензитив не только все время расстраивается из-за любой ерунды, он способен чутко реагировать и на смену настроения окружающих людей и сопереживать им. Такие люди из-за проблем своих близких нередко страдают больше, чем они сами. Сензитивы, принимая груз переживаний окружающих, становятся для друзей незаменимой «жилеткой», в которую всегда можно поплакаться.

Подобные эмоциональные нагрузки и склонность винить себя во всех бедах не проходят для сензитивов бесследно. Они чаще других страдают от неврозов, фрустраций, депрессий, у них очень ярко проявляется эффект психического выгорания.

Чувствительность сенсорной сферы

Во-вторых, понятие «чувства» в психологии употребляется для обозначения каналов восприятия сенсорной (чувственной) информации. Таких каналов пять: зрение, вкус, слух, обоняние и осязание или тактильные ощущения – те самые пять чувств. В этом плане сензитивность рассматривается как повышенная чувствительность сенсоров – органов чувств. Они включают в себя как периферический отдел, например, чувствительные нервные клетки в сетчатке глаза, так и центральный отдел – соответствующий участок головного мозга.

В психологии есть понятие «порог чувствительности». Это самая малая сила раздражителя, которая вызывает ощущение, например, едва слышный звук или почти неразличимый оттенок цвета. У всех людей порог чувствительности разный. Низкий порог – это показатель сензитивности, чувствительности к данному раздражителю. Например, хороший музыкант может уловить отличие в высоте звука, незаметное людям с обычным слухом. Среднестатистический человек может видеть до 150 оттенков цвета, а сензитивы-художники 15 тысяч. Такую сензитивность еще называют субсенсорной или подпороговой чувствительностью.

Но оба эти вида сензитивности (эмоциональная и сенсорная) очень близки, часто вызываются одними и теми же причинами и проявляются нередко вместе. Поэтому талантливые художники, музыканты, поэты часто так эмоционально чувствительны и склонны к глубоким и травмирующим переживаниям.

Сенситивный период развития речи

Длится в среднем от рождения до шести лет, начинаясь до появления ребенка на свет. В возрасте от рождения до 4,5 месяцев ребенок уже способен ощущать речь как нечто особенное. В этом возрасте сознание ребенка еще не может выделять в отдельные картины образы мира, себя и своего взаимодействия с миром. Все впечатления соединены в единый клубок, в котором выделяется красная нить – речь. Поэтому дети способны смотреть на рот говорящего, поворачивать голову к источнику звучания речи.

Дети учатся подражать звукам, в это время они постоянно выплевывают что-нибудь, надувают пузыри из слюней – прекрасное свидетельство начала тренировки мышц речевого аппарата.

Ребенок начинает самостоятельно располагать произносимые им звуки друг за другом, вслушиваясь в мелодию родного языка.

В возрасте около года сознательно выговаривает первое слово, но одновременно попадает в ситуацию, когда прекрасно представляя, что речь нечто означает, он не может воспользоваться этим «знанием» из-за нехватки слов. Он хочет говорить, но пока не может. С данного возраста и примерно до 2-2,5 лет происходит лавинообразное нарастание словаря ребенка.

Около 1,5 лет ребенок начинает выражать свои чувства, желания. Он непосредственно, без обиняков, говорит о том, чего хочет и чего не желает. Использует ориентационную механику языка чувств, говоря «приятно – неприятно» вместо «правильно-неправильно».

Он в состоянии воспринимать грамматические нормы языка и способен грамматически точно формулировать предложение. Только из-за нехватки слов создается впечатление специфического «детского» языка.

Отсюда вывод: запрет на «сюсюканье», на придумывание родителями упрощенного «детского» языка. Наоборот, в этом возрасте, когда ребенок наиболее чувствителен к нормам языка, речь взрослого должна быть грамотной, ясной и четкой. Он нуждается в том, чтобы ему рассказывали как можно больше историй, содержащих все богатство и разнообразие слов и грамматических конструкций родного языка, историй — образцов хорошего стиля, разных жанров.

В возрасте 2,5-3 лет ребенок часто разговаривает сам с собой. Его «эгоцентрическая» речь – прекрасная и единственная возможность услышать в громкой речи ребенка логику, последовательность или их отсутствие в его мыслях, так как все, о чем он думает, сразу же проговаривается. Постепенно монологи становятся внутренними, и об особенностях мышления человека можно будет судить лишь косвенным образом.

В возрасте 3,5-4 лет ребенок начинает употреблять речь целенаправленно и осознанно. Он осознает силу собственной мысли, грамотно выраженной и поэтому понятной окружающим. Дети этого возраста живо интересуются символическими обозначениями звуков, с удовольствием обводят буквы из шершавой бумаги и т.д., могут работать с подвижным алфавитом, выкладывая рядом друг с другом буквы, обозначающие отдельные звуки, их сочетания – вплоть до простых слов.

Поэтому в возрасте 4-4,5 лет выглядит совершенно естественным следующий шаг в речевом развитии ребенка: он начинает спонтанно писать отдельные слова, целые предложения и короткие рассказики. И это при том, что его никто не учил письму. Шла косвенная подготовка его интеллектуальных и двигательных способностей.

Наконец, в возрасте 5 лет ребенок без принуждения и самостоятельно учится читать: к этому ведет его логика речевого развития. Поскольку процесс письма – это выражение особым способом собственных мыслей, а процесс чтения предполагает помимо различения букв и умения складывать их в слова еще и понимание мысли других людей, которая стоит за этими словами. А это сложнее, чем выражать собственные мысли.

Основная мысль Марии Монтессори состоит в том, что если детям приходится делать что-то вне рамок соответствующего сенситивного периода, т.е. под принуждением (учится читать, писать и т.д.), то к результату они приходят позже или не приходят совсем.

Сенситивные периоды

Уровень чувствительности, или сенситивности, меняется с возрастом, а какие факторы на это влияют, читателю уже ясно. Что можно сказать о самих периодах?

Сенситивный период – это определенный этап в жизни, на котором есть все условия для формирования каких-либо качеств и способностей, а также видов деятельности. Например, развитие речевых навыков у ребенка происходит в промежутке между 1,5 и 3 годами. Для формирования той или иной функции необходимо, чтобы были созданы определенные условия, к ним можно отнести:

  • организацию окружающей среды;
  • педагогическое и тренерское влияние.

В определенные сенситивные периоды отмечается иной уровень восприятия организмом внешних раздражителей. Они меньше всего контролируются генетически, а человек становится очень восприимчивым к педагогическому, тренерскому влиянию. Однако есть и критические периоды. Что это такое, рассмотрим далее.

Понятие сенситивности и формирование сенситивных периодов развития

Определение 1

Сенситивными (иначе иногда говорят сензитивными) периодами в психологической науке называют периоды особой восприимчивости личности ребенка к тому или иному виду деятельности, способам реакции, реализации поведенческих паттернов.

Впервые, понятие сенситивные (сензитивные) периоды развития было введено в науку отечественным психолого Л.С. Выготским. Именно им был внесен громадный вклад в развитие детской психологии, заключающемся в определении возрастных периодов развития ребенка, в которые могут быть сформированы те или иные навыки, свойства, функции

Такая периодизация помогает педагогам и семьям активизировать внимание и силы на развитии в нужное время тех или иных функций детского организма. Такие периоды являются самыми благоприятными и их лучше не упускать, чтобы не повлечь сложности в интеллектуальном, физическом, психическом, эмоциональном развитии ребенка, обеспечить его необходимыми социальными и культурными возможностями для будущей жизнедеятельности

Замечание 1

В сенситивные период происходит оптимизация конкретных функций организма и разрабатываются оптимальные условия для формирования конкретных психологических свойств и видов деятельности.

Сенситивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно, вне зависимости от того, удалось ли личности полностью использовать условия для развития определенных способностей. Указанные период индивидуальны по времени возникновения, длительности протекания у каждого отдельного ребенка.

В жизни ребенка, его психическом развитии существуют конкретные временные периоды, во время протекания которых активизируется чувствительность к конкретным внешним процессам и явлениям, в следствии высокого уровня пластичности нервных процессов детского организма.

Л.С. Выготским было выделено несколько периодов, отвечающих наличию условий максимальных возможностей для формирования различных психических свойств и восприимчивости к получению различных знаний и навыков:

Возраст от 1,5 до 3 лет. Он является этапом яркого и активного речевого восприятия. Дети начинают формировать и пополнять свой словарный запас. Также, хорошо начинать обучение иностранным языкам именно в этом возрасте. положительным в это время будет развитие моторики, манипуляций с предметами, восприятия порядка;
возраст от 3 до 4 лет. В это время успех принесет знакомство со знаковым обозначением цифр и букв, начало обучения письму. Дети начинают осмысленно относится к речи, воспринимать ее значение и осознавать собственные мысли. Органы чувств находятся в активной фазе развития;
Возраст от 4 до 5 лет. В это время, дети начинают увлекаться выполнением математических заданий и проявляют интерес к музыке. Значительно повышается активность ребенка в восприятии письма, цвета, формы, размера предметов, социальное развитие идет ускоренными темпами;
Возраст от 5 до 6 лет. В это время нужно развивать навыки чтения. Если ранее, ребенок больше увлекался письмом, то сейчас он начинает проявлять интерес к чтению. В это время актуально привить ребенку социальные навыки и ознакомить его с нормами поведения;
Возраст от 8 до 9 лет. В этот период языковые способности снова вступают в пиковую фазу развития

Кроме того, хорошо уделить внимание развитию фантазии, воображения и культурному обогащению ребенка.

Рисунок 1. Периоды развития ребенка по Выготскому. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

На этапе от рождения до 6 лет деятельность ребенка ориентирована на составление образа, модели окружающей действительности, как единого образования на основании органов чувств.

Формирование такого единого, системного представления об окружающей общественной и природной среде является важной и приоритетной внутренней задачей, на выполнение которой ориентируется ребенок в своей деятельности. С самого первого дня появления на свет, происходит впитывание ребенком информации и копирование поведения окружающих

Он смотрит, как взрослые реагируют на различные ситуации и подражает им. Уже в трехлетнем возрасте начинает сформировываться детская личность.

В возрасте от 3 до 6-ти лет происходит максимизация сенситивного периода развития – сенсорного, социального, речевого, двигательного. Если развитие организовано в нужном направлении, то органы чувств достигают пика индивидуальных параметров ребенка. Иными словами, к 6-ти годам ребенок будет активно исследовать и познавать мир, посредством работы органов чувств.

Замечание 2

Когда чувственное восприятие достигает своего предела, то ребенок переходит на новую стадию – формированию осознанных моделей мирового устройства и своего места в нем.

Сензитивный период восприятия маленьких предметов

Этот период длится в среднем от 1,5 до 5,5 лет. Его трудно не заметить, и часто он доставляет взрослым немало волнений: ребенок манипулирует пуговицами, горошинами и т.п. с угрозой для собственного здоровья. Действительно, обычно взрослые не видят в этом интересе ничего полезного и не предоставляют ребенку возможность овладения адекватными способами реализации этой познавательной потребности.

А на самом деле ребенка интересует проблема целого и части; он получает удовольствие от того, что на его глазах при ударе об пол фарфоровая чашка распадается на несколько частей, которые, в свою очередь, состоят из еще более мелких частей. Таким образом ребенок ощущает, что мир делим и состоит из все более и более мелких частей.

И взрослые в силах придать позитивный оттенок этому процессу, предоставив ребенку соответствующие условия. Например, с помощью специальных упражнений: нанизывания на нитку более или менее мелких предметов (плодов каштана, бобов с проделанными в них отверстиями и т.п.); разборки и сборки моделей из конструктора (что позволяет ребенку прочувствовать не только процесс деления целого на составные части, но и сложения из этих частей целого).

Сензитивный период развития движений и действий

Длится в среднем от 1 года до 4 лет, и важность его для общего развития ребенка трудно переоценить. Именно благодаря движению и сопровождающей его усиленной вентиляции легких ребенка происходит насыщение крови кислородом, достаточное для снабжения им тех клеток головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций

Таким образом, все воспитательные приемы и методы (включая классно-урочную систему), ограничивающие свободу движений ребенка в указанном возрасте, без преувеличения являются преступлением против его естественного развития. Отсюда же следует вывод о вреде для развития ребенка малоактивного образа жизни, который присущ многим современным семьям (увлечение просмотром телевизионных передач и пр.).

Протекание этого сензитивного периода также неоднородно: в течение его имеются моменты времени, когда ребенок концентрирует свое внимание на определенных движениях и действиях. И если в начале периода ребенка интересуют именно движения (у него есть потребность ощутить возможности своего тела, для чего он пытается, например, открыть дверь толчком ноги или сдвинуть тяжелые вещи, а мытье стола вызывает удовольствие благодаря самому процессу, а не результату), то впоследствии его начинают интересовать все более и более сложные действия, для выполнения которых необходимо обладать определенным уровнем координации, свободы и выразительности движений

Следует отметить, что естественное стремление ребенка много двигаться, безусловно, учтено Марией Монтессори при создании ее методики работы с дидактическим материалом. Например, место для работы с материалом выбирается достаточно далеко от полки, где он обычно хранится, чтобы ребенок имел возможность перед работой удовлетворить свою потребность в движении, перенося материал и его отдельные части.

Отсутствие парт и наличие специальной двигательной зоны, где ребенок в любой момент, не мешая другим, может снять в движении излишнее напряжение, еще раз подтверждают ту особую роль, которую отводит М. Монтессори удовлетворению естественной потребности ребенка в двигательной активности.

Сензитивный период развития социальных навыков

В возрасте 2,5-6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения. Овладение иными (невежливыми) способами поведения происходит само собой, поскольку существует двор, надписи на заборах и ребята, которые в открытую курят на остановках. Всем нам приходилось встречаться с этим: ребенок подражает тому, что он видел и пережил дома, на улице, и воспроизводит это бессознательно в своем поведении.

Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культурным формам общения, чтобы он чувствовал себя адаптированным и уверенным, находясь в обществе самых разных людей. Ребенок в этом возрасте быстро усваивает формы общения и хочет их применять. Он желает знать, как вежливо попросить другого не мешать, как представиться незнакомому человеку, как поздороваться, попрощаться, попросить о помощи и т.д.

Как применять свои знания?

Сензитивные периоды с возрастом теряют интенсивность, поэтому для родителей особенно актуальным является вопрос – как использовать данную информацию? Понимание теории сензитивности очень важно в процессе воспитания, поскольку дает мамам и папам возможность действовать «заодно» с самой природой, обучать малыша тому или иному действию в тот момент, когда он к этому полностью готов. Так, благодаря трудам Марии Монтессори мы узнаем, что ребенка в возрасте 3,5-4 года можно постепенно знакомить с буквами, тогда в 5 лет он без проблем научится читать

Родителям важно обучать ребенка различным видам деятельности в те периоды, когда он наиболее к этому готов, именно так процесс пройдет с наибольшей пользой для дошкольника. Знание сензитивных периодов поможет мамам и папам организовать воспитательный процесс: не препятствовать тому, что дети в 3-4 года активно резвятся, бегают, катаются на горках и не могут усидеть на месте, а в 1,5-5,5 лет начинают испытывать тягу к всевозможным бусинам, пуговицам и прочей мелочи

Знание сензитивных периодов поможет мамам и папам организовать воспитательный процесс: не препятствовать тому, что дети в 3-4 года активно резвятся, бегают, катаются на горках и не могут усидеть на месте, а в 1,5-5,5 лет начинают испытывать тягу к всевозможным бусинам, пуговицам и прочей мелочи.

Понятие сензитивных периодов

О сензитивных периодах впервые заговорил советский психолог и дефектолог Выготский Л.С. Именно он ввел понятие «зона ближайшего развития» и разработал теорию, по которой для естественного и гармоничного воспитания ребенка необходимо учитывать его сензитивность.

Сензитивный период в психологии— это временной промежуток в развитии, когда психика наиболее восприимчива к приобретению конкретного навыка. Педагогическая работа, построенная с учетом сензитивности, позволит ребенку легче усваивать новые знания и полноценно развиваться. Особенность психики в том, что навык, не полученный в сензитивный период, в дальнейшем потребует гораздо больше времени и усилий для освоения. В некоторых случаях, овладение им в более зрелом возрасте в том же объеме уже невозможно. Недостаток в раннем детстве знаний, эмоций, умений влияет на воспитание личности в целом и сказывается на протяжении всей жизни человека.

Специфика этого этапа развития человека в том, что психика особенно чувствительна к определенным аспектам и видам деятельности. Это не происходит на уровне сознательного, а прежде всего, проявляется в настойчивом интересе ребенка к какой-либо деятельности. Обычно сензитивные периоды развития ребенка «наслаиваются» друг друга, спад одного служит зарождением следующего. Для сензитивных периодов детства характерны следующие проявления в поведении:

  • настойчивое желание ребенка заниматься каким-то определенным видом деятельности, интерес к определенным аспектам окружающей среды;
  • повтор действий;
  • продолжительная деятельность без утраты интереса и энтузиазма;
  • малыш сильно расстраивается, если его прерывают или ограничивают в любимом занятии;
  • радость при получении результата от действий;
  • быстрая потеря интереса при достижении результата (означает закрытие одного этапа и начало нового).

Необходимо внимательно следить за подобными проявлениями, чтобы не упустить начало нового этапа и создать максимально комфортную сензитивную среду для воспитания. Использование естественного фокуса внимания в целях обучения, обеспечения ребенка необходимыми сензитивными и методическими материалами позволит добиться поразительных результатов. Эти сензитивные ступени определены физиологией, поэтому с учетом небольших индивидуальных изменений, характерны для всех.

Из-за особенностей индивидуального развития, личностных качеств некоторые стадии могут начинаться чуть раньше общепризнанных сроков, другие чуть дольше затягиваться. Это естественное явление, которое нельзя считать признаком нарушений в развитии.

Теорию Выготского Л.С. доработала известный педагог Мария Монтессори. Она дополнила и уточнила теорию, сфокусировавшись на сензитивных периодах раннего детства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector