Гиперактивность и повышенная возбудимость

What Is ADHD?

When you hear the term “ADHD,” what pops into your mind is probably something along the lines of a shrieking kid running circles around the table instead of sitting down to do his math homework. But this image of a child gone wild isn’t an accurate picture of ADHD because the condition is a lot more complicated than that. And let’s face it, it’s totally normal (even for adults) to lose focus from time to time or have trouble sitting still. And really, what kid wouldn’t rather do anything but his homework?

Attention deficit hyperactivity disorder (ADHD) is a neurodevelopmental condition affecting both children and adults (yup, it’s not just a kid problem). 1 In fact, about 8 million adults in the US are living with the condition, and according to data compiled by the CDC, the estimated number of children diagnosed with ADHD is 6.1 million.2

“The term, ‘attention deficit’ can be misleading because those with ADHD can pay attention; they just struggle to regulate it,” says Laura Rossillo, AAC, founder of Perfectly ADHD in Roslyn Heights, New York, which offers parent training, individual coaching sessions, support groups, and monthly workshops on various topics related to ADHD. “And, once someone with ADHD learns how their brain functions and what works for them, they can adapt by using their strengths to solve problems,” she says.

ADHD develops when the brain and central nervous system suffer impairments related to the growth and development of the brain’s executive functions — such as attention, working memory, planning, organizing, forethought, and impulse control. In other words, the skills that help us plan, prioritize, and execute complex tasks are compromised as a result of ADHD. The majority of kids who have ADHD do not outgrow it (but some do) so the disorder continues into adulthood. In fact, symptoms persist into adulthood in 60% of cases.

Treatment of ADHD can mean the difference between a person who thrives or a person who truly struggles in life, Rossillo explains. “Without proper support and treatment, those with ADHD may receive unwanted attention, suffer in their personal relationships, and struggle to achieve their goals,” she says. This is especially true for children with ADHD who may have lower self-esteem or less confidence in their abilities.

Article continues below

Concerned about ADHD?

Take our 2-minute Attention Deficit Hyperactivity Disorder quiz to see if you may benefit from further diagnosis and treatment.

Take ADHD Quiz

Not to mention, what may seem like a lack of motivation could really be a fear of failure holding them back. These kids may also be at risk for poor grades, anxiety, depression, or substance abuse — or engage in risky behaviors like drugs, smoking, or drinking, Rossillo says. “Adults who are left untreated may be highly unorganized and find it hard to hold onto a job.”

Немедикаментозные способы лечения СДВГ

Нейропсихологический способ предполагает использование различных упражнений для восстановления неправильно сформированных функций мозга. Курс коррекции рассчитан на 9 месяцев, в результате прохождения курса мозг ребенка с СДВГ начинает работать более эффективно, затрачивая меньше энергии.
Синдромальный способ основан на произвольной интересной для ребенка деятельности

В этом случае включается постпроизвольное внимание: ребенок интересуется делом и в результате напрягается без дополнительных затрат. Это может быть рисование, подвижные игры, требующие напряженного внимания и пр.
Поведенческая психотерапия акцентирует внимание на шаблонах поведения и формирует их в соответствии с социальной нормой с помощью поощрений и наказаний.
Семейная психотерапия формирует личность ребенка и определяет, в какую область направить отрицательные качества ребенка с СДВГ (агрессивность, гиперактивность, болтливость и пр.).
Как правило, для коррекции СДВГ используются несколько методов сразу, что позволяет достичь большего эффекта и дать возможность детям с СДВГ компенсировать нарушения, восстановить функции мозга и полноценно реализоваться в будущей жизни

Как мне вести себя дома, если у моего ребенка СДВГ?

1. Вырабатывайте позитивное отношение.

Дети и подростки с СДВГ болезненно реагируют на критику. Вместо того, чтобы критиковать ребенка и говорить ему, что он НЕ должен делать, обратите свои замечания в более позитивную сторону и скажите ребенку, что ему СЛЕДУЕТ делать. Например, вместо: «Не бросай свою одежду на пол», – попробуйте сказать: « Давай я помогу тебе убрать одежду».
Помогите своему ребенку развивать привычку к позитивным мыслям. Например, вместо мысли: «Я не могу это сделать», помогите ему настроиться на то, что ему сделать по силам: «Я могу сделать это!»

2. Не скупитесь на похвалу.

Дети расцветают, когда родители их хвалят. Например: «Ты сегодня сделал домашнюю работу хорошо и быстро», или: «Я горжусь тобой».
Все мы иногда совершаем ошибки и небольшие проступки. Вместо того, чтобы сердиться, когда Ваш ребенок что-то испортил, скажите что-нибудь вроде: «Не переживай, это можно починить».

3. Помогите своему ребенку не волноваться.

Такие занятия, как спокойные игры, прослушивание приятной музыки, принятие ванны, помогут Вашему ребенку успокоиться, когда он раздражен или разочарован.

4. Составьте для ребенка простые и ясные правила. Детям нужен определенный распорядок. С его помощью они знают, когда и что им нужно сделать, и чувствуют себя спокойнее. Выполняйте ежедневные дела в одно и то же время дня.

— Обедайте и ужинайте в одно и то же время.
— Помогите ребенку не откладывать дела, которые обязательно нужно сделать.
— Ведите список важных дел.
— Учите ребенка планировать свой день. Начните с того, чтобы собирать школьные принадлежности заранее.

5. Больше общайтесь.

Разговаривайте со своим ребенком. Обсуждайте с ним разные темы, – что случилось в школе, что он видел в кино или по телевизору. Узнайте, что думает ребенок. Задавайте открытые вопросы, которые предполагают рассказ, а не односложный ответ. Когда Вы задаете ребенку вопрос, дайте ему время подумать и ответить. Не отвечайте за него! Слушайте, когда он говорит с Вами, и давайте позитивные комментарии. Пусть Ваш ребенок почувствует, что он и его дела Вам интересны.

6. Ограничьте количество отвлекающих факторов и контролируйте работу ребенка. Когда Вашему ребенку необходимо сосредоточиться на выполнении задания, ему необходимы особые условия. Уменьшение отвлекающих факторов поможет лучше сконцентрироваться.

— Убедитесь, что у Вашего ребенка достаточно возможности «выпустить пар». Часто детям требуется передышка между школой и домашней работой.
— Удостоверьтесь, что ребенок понимает, что от него требуется при выполнении задания.
— Некоторые задания нужно разбить на несколько частей, чтобы сделать их выполнимыми.
— При необходимости контролируйте занятия и домашние дела.
— Регулярные перерывы позволят ребенку отдохнуть и затем снова сосредоточиться.

7. Правильно реагируйте на плохое поведение.

— Объясните, что именно Вас рассердило в его поведении.
— Избегайте обобщений (например, вместо: «Ты никогда меня не слушаешь», скажите: «Я сержусь, потому что ты сейчас меня не слушал»).
— Наказание должно быть справедливым и соответствовать по своей строгости совершенному проступку.
— Не вступайте в споры с ребенком.
— Будьте непреклонны в своих решениях, но не прибегайте к тактике угроз.

Ясные правила и определенный распорядок дня облегчат принятие ребенком норм поведения.

8. Отдыхайте сами. Иногда Вам тоже нужен отдых и время для себя. Пригласите кого-нибудь посидеть с ребенком или отправьте ребенка к заслуживающему доверия другу.

9. Если Вы чувствуете, что не справляетесь, поговорите с врачом, который даст необходимый совет.

Родителям необходимо помнить, что эффективное лечение СДВГ преполагает тщательное обследование ребенка специалистом, поскольку симптомы СДВГ могут возникать вторично, как результат другого заболевания. В этих случаях лечение исключительно симптоматики СДВГ будет неэффективным.

Материал предоставлен команией Eli Lilly.

Как определить СДВГ, и кто ставит диагноз

Если вы замечаете у своего малыша вышеописанные симптомы и признаки, не стоит затягивать и откладывать посещение профильного специалиста, так как синдром гиперактивности в детском возрасте может перерасти в более сложные психические расстройства и заболевания. Сейчас существует подробная классификация симптоматики, разнообразные типы психических расстройств, многочисленные методы диагностики и распознавания проблем в развитии, но поставить точный диагноз может только опытный врач-невролог.

Диагностика признаков патологии проходит у невролога и состоит из следующих этапов:

  1. наблюдение за поведением и реакциями ребенка;
  2. длительные беседы с психологом;
  3. прохождение тестов и игровых заданий.

Симптомы

Первые симптомы прослеживаются уже в грудном возрасте. Однако, неопытные родители могут принять за должное то, что малыш много хнычет, капризничает, постоянно «висит на руках». У него повышенна двигательная активность. Движения рук и ног зачастую хаотичны. С трудом засыпает и то и дело просыпается.

Кроху могут беспокоить головные боли, о которых родители и не догадываются, поскольку сказать об этом он еще не может. Наблюдается задержка речи.

Тем не менее все эти признаки могут быть вызваны и другими факторами, не имеющими отношения к синдрому гиперактивности.  Поэтому диагностировать СДВГ у малышей грудного возраста может только опытный специалист.

У детей дошкольного возраста диагностировать СДВГ проще. Симптомы приобретают более отчетливый характер.

Родители замечают, что ребенок отличается своим поведением от окружающих сверстников, а именно:

зацикливается на своих желаниях, требует их немедленного исполнения, становится неуправляем;
не поддается на уговоры, капризничает и не слушается родителей и воспитателей в детском саду;
бывает не в меру общителен: без умолку болтает и шумит;
не может играть в спокойные игры;
он легко отвлекается, быстро забывает;
не способен сосредоточить внимание на выполнении даже простых заданий;
возникает ощущение, что ребенок не обращает внимания на то, что ему говорят;
проявляет нетерпение;
практически не способен усидеть на одном месте, находится в непрерывном движении, как заведенный волчок: крутится, дергает ногами, пытается постоянно куда-то залезть;
ему трудно общаться и играть с другими детьми.

Особенно остро встает проблема СДВГ, когда малыш идет в школу. Высидеть за партой целый урок для него непосильная задача. Во время урока может запросто встать и начать двигаться по классу, выкрикивать с места, не дождавшись вопроса учителя, перебивать.

Гиперактивность ребенка длится не более 15 минут, потом он теряет интерес, отвлекается, занимается сторонними делами, не реагируя на педагога. В этот момент ребенок отключается, не слышит учителя, может совершать действия, о которых впоследствии не вспомнит.

После небольшой передышки, пока мозг накапливает новую энергию, опять активно включается в работу.

Ребенок подвержен частой перемене настроения и депрессии. Часто теряет свои вещи. Возникают трудности во взаимоотношениях со сверстниками. Дети, страдающие от синдрома дефицита внимания и гиперактивности, как правило, считаются отстающими в школе.

Проблемы с концентрацией и организованностью мешают достичь успехов в занятии спортом. Все это ведет к снижению самооценки.

Проявления СДВГ

К симптомам дефицита внимания и гиперактивности относятся:

Излишняя активность. Ребенок находится в постоянном движении и без какой-либо цели прыгает или бегает. Его поведение характеризуется суетливостью, неусидчивостью, торопливостью. Во время времяпрепровождения со сверстниками он ведет себя беспокойно и не может долго играть в одну игру.
Невнимательность. Маленькому непоседе крайне трудно сконцентрироваться на чем-либо

Он часто переключает внимание с одного предмета на другой, при этом его интересы постоянно меняются.
Импульсивность. Дети с таким заболеванием порывисты

Они отвечают на вопрос, не дослушав его, часто перебивают сверстников или взрослых, слишком болтливы и утомительны в общении.
Низкая успеваемость в школе. Этот признак вытекает из предыдущего. Неспособность школьника концентрировать внимание во время выполнения школьных заданий, а также в процессе объяснения учителем новых тем приводит к плохим отметкам и отставанию по многим предметам.

Непослушание. Дети с СДВГ зачастую игнорируют замечания родителей и учителей. При этом они склонны совершать плохие поступки, словно в отместку постоянно одергивающим их взрослым.
Агрессивное поведение.

СДВГ в каждом возрасте проявляется по-разному. В зависимости от возрастной группы симптомы заболевания выглядят следующим образом.

У дошкольников

В дошкольном возрасте признаки отклонения определить достаточно сложно. С трехлетнего возраста внимательные родители могут заметить у малыша нетипичные суетливые движения. Он не может найти себе занятие, постоянно перебивает и перекрикивает взрослых. Такие дети часто ломают игрушки, обижают сверстников, задирают ребят постарше. Они шумные, драчливые и непослушные. Их мозг практически не контролирует действия. У таких малышей нередко наблюдается отставание в развитии.

У школьников

При достижении школьного возраста у детей с СДВГ проблемы лишь усугубляются. Их умственные способности значительно уступают интеллекту сверстников. На уроках такие дети ведут себя несдержанно и не реагируют на замечания учителя. В возрасте 7-14 лет указанное расстройство у ребенка проявляется четче, особенности его поведения на фоне здоровых сверстников хорошо заметны даже человеку без медицинского образования. Такие дети всячески пытаются помешать учебе одноклассников: срывают уроки, подначивают их к невыполнению школьных заданий, спорят и грубят учителю. Для педагогов такой ученик — настоящее испытание.

У подростков

В подростковом возрасте проявления заболевания несколько стихают. На смену импульсивности приходит суетливость и чувство беспричинного внутреннего беспокойства. Подростки с СДВГ безответственны и несамостоятельны. Они не способны организовать распорядок своего дня. При этом их отношения с одноклассниками и учителями ухудшаются из-за чрезмерной грубости и несдержанности в высказываниях, а также несоблюдения субординации со взрослыми. Перечисленные сложности приводят к тому, что у подростков нередко возникают суицидальные мысли.

The Link Between AHDH and Risky Behavior

Because people with ADHD have lower levels of dopamine, the chemical that gives you a sense of excitement and arousal, they may be more likely to engage in risky behaviors like drugs, alcohol, having sex at an earlier age, or even adrenaline-seeking activities like bungee jumping or car racing. This is because the thrill of the behavior increases dopamine in the brain. “It’s especially difficult for those with ADHD to do mundane, boring tasks because of their ‘need’ for stimulating activities.” Rossillo says.

But this doesn’t mean that all people with ADHD should become stuntmen to be fulfilled; a 9-to-5 desk job just might not be their thing. “Many individuals with ADHD may ultimately look for jobs that include constant movement, high intensity, or a fast-paced environment,” Rossillo says. Emergency room doctor, anyone?

Признаки и симптомы, диагностика СДВГ

Гипервозбудимость и нехватка внимания проявляются по-разному. Существует даже специальный классификатор, по которому можно разбить больных на группы:

  1. в диагнозе превалирует невнимательность;
  2. в поведении больше импульсивности;
  3. комбинированный тип.

К последней группе относят больных, у которых сильно выражена симптоматика 2-х первых типов. Чтобы поставить диагноз СДВГ, психология предлагает перечень признаков, по которым определяют каждый тип.

Критерии для диагностирования СДВГ

Тип Симптоматика
Невнимательность Ребенок:
• не учитывает детали или постоянно делает ошибки;
• трудно сосредотачивается на игровой деятельности или при выполнении задания;
• не слушает, когда с ним ведут беседу;
• не следует указаниям и не в состоянии довести до конца начатое;
• отличается неорганизованностью;
• не любит, а порой избегает заданий, требующих умственного напряжения;
• постоянно отвлекается на сторонние стимулы;
• в повседневных ситуациях забывчив и часто теряет игрушки, школьные принадлежности, инструменты
Гиперактивность Ребенок:
• постоянно ерзает на стуле, в стопах и кистях наблюдается беспокойное движение;
• не может оставаться на месте во время урока и часто бродит по классу;
• лазает по предметам, бегает там, где это неприемлемо;
• находится в постоянном движении;
• не в меру болтлив;
• не способен тихо заниматься делами или играть
Импульсивность Ребенок:
• вмешивается в беседы, часто прерывает говорящего;
• пристает к другим или мешает им выполнять дела;
• с трудом ждет своей очереди;
• не задумываясь, отвечает на вопрос, порой не дослушав его до конца

Так проявляется гиперактивность

Обратите внимание! Если хотя бы часть симптомов присутствует и наблюдается на протяжении полугода, можно говорить о том, что это синдром гиперактивности и отсутствия внимания

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка

Описанную симптоматику у детей до 3-х лет не всегда учитывают. Но стоит ребенку пойти в садик, затем в школу, сразу наблюдаются отличия в поведении. В каждой возрастной группе присутствуют свои особенности нервных нарушений.

СДВГ у детей

Возраст Особенности
Дошкольный Проявляется беспокойством, непослушанием, вспышками беспричинной злости или гнева. Ребенок не любит подчиняться правилам игры, не способен сконцентрироваться и завершить начатое.
Наблюдается чрезмерная активная моторика. Ребенок не умеет определять опасность и способен резко выбежать на дорогу или залезть на большую высоту. Своим поведением вызывает раздражение у взрослых и детей. Из-за этого отказывается общаться, игнорирует дружбу и ведет себя замкнуто, иногда и агрессивно
Начальная школа Синдром проявляется замкнутостью или, наоборот, импульсивными реакциями. Из-за неспособности влиться в трудовой процесс школьник не успевает в учебе, с усилием осваивает задания.
Одноклассники не принимают его в свою компанию, насмехаются, иногда проявляют открытую неприязнь. Это делает ребенка еще более замкнутым. На данном фоне закладываются первые «кирпичики» антисоциальных наклонностей и агрессивного поведения
Старшеклассники Если своевременно не была проведена коррекция расстройства, СДВГ в подростковом возрасте характеризуется еще большей агрессивностью, отказом подчиняться законам и общепринятым моделям поведения.
Больные данной возрастной группы часто становятся зависимыми от наркотиков, алкоголя, никотина. Им свойственны противоправные действия, связанные с опасностью для окружающих и себя лично

Отсутствие внимания

Диагностировать синдром желательно в раннем возрасте, чтобы успеть сгладить проблему. Когда ребенок достигнет подросткового периода, что-то изменить будет сложно, придется «пожинать плоды упущенных возможностей».

СДВГ у взрослого человека

У взрослых гиперактивность не может развиться на ровном месте. Если она проявилась, значит, в детстве уже наблюдались признаки, но на них либо не обратили внимания, либо не правильно истолковали. Детская болезнь у половины страдающих СДВГ сохраняется до зрелости и проявляется такими симптомами:

  • возникают сложности с выполнением поставленных задач;
  • управляющие функции нарушены;
  • наблюдаются трудности с концентрацией внимания;
  • человек тяжело входит в контакт и не способен поддерживать отношения;
  • ему присущи перепады настроения и нетерпеливость.

СДВГ у взрослых

Если детям свойственна гиперактивность двигательная, то сдвг у взрослых выражен суетливостью и беспокойством. Они не способны получить образование, освоить большинство трудовых навыков. Поэтому больные попадают в группу риска по безработице. Среди них много нарушителей правопорядка, участников ДТП, наркоманов.

Related Conditions

Those with ADHD are also prone to a variety of other issues including anxiety, learning disabilities, oppositional defiant disorder, substance abuse, bipolar disorder,12 depression, and social anxiety.

Studies have shown that having a co-morbid condition is often a hallmark for a more severe form of ADHD. This is why it’s critical that an ADHD evaluation also includes an assessment for these related conditions, as well as ongoing screenings if an ADHD diagnosis is made. If another condition is also diagnosed, your doctor can recommend a number of treatment options that, similar to ADHD, will include medication and therapy.

Терапия СДВГ с помощью метода Томатис

Томатис называют методом нейросенсорной стимуляции. И слово «стимуляция» иногда настораживает родителей гиперактивных детей. Можно подумать: зачем дополнительно стимулировать и так чрезмерно возбудимого ребенка? Давайте разберемся, как работает Томатис именно в случае СДВГ у детей.

При гиперактивности есть проблема недостатка энергии для лобных отделов коры головного мозга (поэтому у ребенка с СДВГ снижен самоконтроль поведения). Энергию в мозге «производит» лимбическая система, одним из центральных звеньев которой является так называемая миндалина (amigdala). Повышенная двигательная активность детей с СДВГ как раз и является попыткой организма компенсировать недостаток энергии в ЦНС. То есть постоянное внешнее движение ребенка – это способ самостимуляции.

Дефицит внимания также связан с незрелостью связей в мозге и проблемами лимбической системы

Мозг «не может расставить приоритеты»: что в данный момент важно, а что нет, на что стоит обращать внимание, а что следует оставить «фоном». Поэтому все стимулы равнозначны, а это также приводит к лишним энергозатратам и трудностям обработки информации

Задача занятий Tomatis – дать необходимую энергию мозгу, помочь дозреть связям лимбической системы и лобных долей

Если мозг получит нужную энергию и «научится» выделять из окружающей среды важное и второстепенное, отпадет необходимость в постоянных хаотических движениях

Томатис воздействует на мозг опосредованно, с помощью воздействия звуковыми волнами на среднее и внутреннее ухо. Миндалина (вход в лимбическую систему и важнейший ее компонент) имеет тесные связи с внутренним ухом. Именно поэтому аудио-психо-фонология (это еще одно название данной методики Альфреда Томатиса) так эффективна для коррекции нарушений, связанных с подкорковыми отделами мозга.

Метод Томатис оказывает необходимое стимулирующее воздействие на подкорковые и корковые мозговые отделы, являющиеся недозрелыми или пораженными у детей с гиперактивностью и дефицитом внимания. В ходе терапевтических сессий мягко активируются все мозговые структуры, которые непосредственно задействованы в регуляции поведения и внимания. Дозревают в том числе и нейронные связи между лобными долями и подкорковыми структурами, которые недостаточно развиты у детей с СДВГ.

После 2-3 курсов Томатис нервная система получает необходимое количество стимуляции, благодаря которому происходит физическое расслабление, уменьшение хаотичной активности. При продолжении занятий (в год проводится до 5 сессий с перерывами) симптоматика постепенно отступает, а при успешном течении терапии окончательно исчезает. Мозг ребенка «учится» работать в информационно переполненной среде, сохраняя концентрацию на нужных стимулах (например, выполнять задание в большом шумном классе)

Улучшается внимание, эмоциональная регуляция, снижается возбудимость и нормализуется двигательная активность. Повышается обучаемость, улучшается поведение и адаптационный потенциал

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector