Глава первая. что такое память?

1.НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ

Запоминание без 
мнемической направленности, без 
намерения запомнить называют непроизвольным.
Оно обеспечивает сохранение большей 
части нашего опыта, однако стало 
изучаться позже произвольного 
и долгое время считалось неточным,
непрочным, запечатлевающим «случайные» факты, не вошедшие
в поле внимания. Действительно, есть немало
данных, которые, на первый взгляд, подтверждают
такое мнение. Например, при инсценировке
драки было получено лишь 47% правильных
ответов от наблюдавших ее детей. Или человек,
повторявший каждый день вслед за женой
молитву и произнесший ее около 5000 раз,
не смог прочитать ее наизусть, когда его
попросили это сделать, но выучил текст
молитвы после этого за несколько повторений.
Хорошо известны также неполнота, неточность
и противоречивость свидетельских показаний,
что впервые было описано и проанализировано
В. Штерном еще в начале XX в. Однако проведенные
позже исследования П.И. Зинченко и А.А.
Смирнова показали, что проблема эффективности
или неэффективности непроизвольного
запоминания намного сложнее.

Формирование нарушения памяти

Проблемы с запоминанием в детстве бывают обусловлены самыми разными факторами. К примеру, они могут указывать на недоразвитость или травму головного мозга. У некоторых деток память нарушается вследствие перенесенного заболевания или интоксикации.

Совокупность таких воздействий может стать причиной гипомнезии (так называется ухудшение запоминания) или амнезии (если отдельные моменты совсем выпадают из памяти малыша).

Выявить подобные проблемы можно у психолога или невролога с помощью тестов. После обследования врач назначает коррекционную программу, направленную на улучшение когнитивных функций нервной системы ребенка. Далее малыша тестируют повторно, чтобы удостовериться в эффективности проведенных развивающих занятий.

Словесно-логическая память

Словесно-логический вид памяти хранит информацию в виде словесных понятий и чисел. Он отвечает за смысл, логику, взаимодействие между элементами словесной информации. В процессе обучения широко задействуются и образная, и словесно-логическая память. Образная память неразрывно связана с воображением и востребована во многих областях человеческой жизни.

Словесно-логический вид памяти мы используем постоянно. Когда мы изучаем новый материал, работает преимущественно именно она. От развития словесно-логической памяти зависит и развитие всех других видов памяти у человека: она опирается на них и играет ведущую роль в усвоении новых знаний.

Очень важно развивать словесно-логическую память младших школьников, ведь, как показывает практика, если ребёнок не овладеет приемами мыслительной деятельности и не научится учиться (простите за тавтологию) в младших классах, то он будет неуспевающим в средних и старших, отставая в обучении. Развитие словесно-логической памяти способствует улучшению эрудиции, повышению образованности

Особенность словесно-логической памяти заключается в том, что мысли не существуют без участия языка, без слов, и их воспроизведение – тоже. Мы всегда работаем с мыслями, выраженными в словах, отсюда и название – словесно-логическая память

Развитие словесно-логической памяти способствует улучшению эрудиции, повышению образованности. Особенность словесно-логической памяти заключается в том, что мысли не существуют без участия языка, без слов, и их воспроизведение – тоже. Мы всегда работаем с мыслями, выраженными в словах, отсюда и название – словесно-логическая память.

Виды памяти: что мы запоминаем

В своей жизни мы сталкиваемся с необходимостью запоминать очень разнообразную информацию, поступающую к нам в головной мозг через разные каналы и различными способами. В зависимости от того, какие психические процессы задействованы, различают и виды памяти.

Образная память

Самый большой объем информации в нашей памяти хранится в виде чувственных образов. Можно сказать, что на нашу память работают все органы чувств:

  • зрительные рецепторы поставляют визуальные образы, в том числе и информацию в виде печатного текста;
  • слуховые – звуки, в том числе музыки и человеческой речи;
  • осязательные – тактильные ощущения;
  • обонятельные – запахи;
  • вкусовые – разнообразные вкусы.

Образы в мозгу начинают накапливаться буквально с рождения. Этот вид памяти не только самое большое хранилище информации, она может отличаться и буквально феноменальной точностью. Известна так называемая эйдетическая память – фотографически точное, детальное запоминание образов. Наиболее изучены случаи такого запоминания в области зрительного. Эйдетики встречаются крайне редко и обычно имеют какие-то отклонения в психике, например:

  • аутизм;
  • шизофрению;
  • склонность к суициду.

Моторная или двигательная память

Это очень древний вид запоминания, возникший на заре эволюции. Но память на движения и сейчас играет огромную роль, причем не только в спортивной деятельности. Вот мы идем к столу, берем кружку, наливаем в нее чай, записываем что-то в блокноте, разговариваем – все это движения, и они невозможны без моторной памяти. Что уж говорить о значении двигательных навыков в труде или спорте. Без моторной памяти невозможно:

  • обучение детей письму;
  • овладение навыками вязания, вышивки, рисования;
  • даже обучение малышей ходьбе требует активности двигательной памяти.

Эмоциональная память

Память на чувства менее заметна в повседневной жизни людей и кажется менее значимой. Но это не так. Эмоциями пропитана вся наша жизнь, и без них она бы утратила свой смысл, да и привлекательность тоже. Лучше всего, конечно, запоминаются яркие эмоционально окрашенные события. Но мы способны помнить не только горечь обиды или фейерверк первой любви, но и нежность общения с матерью, радость от встречи с друзьями или от полученной в школе пятерки.

Эмоциональная память имеет ярко выраженный ассоциативный характер, то есть воспоминания активизируется в процессе установления связи – ассоциации с каким-то явлением или событием. Нередко достаточно какой-то незначительной детали, чтобы на нас вновь хлынул водопад чувств, которые мы переживали когда-то. Правда, чувства-воспоминания никогда не достигают той силы и энергии, которая была присуща им впервые.

Эмоциональная память важна еще и потому, что лучше всего запоминается и дольше хранится эмоционально окрашенная информация, связанная с яркими чувствами.

Словесно-логическая память

Этот вид памяти считается исключительно человеческим. Любители домашних питомцев могут возразить, что животные, например, собаки и кошки тоже могут хорошо запоминать слова. Да, это так. Но слова для них просто сочетания звуков, связанных с тем или иным зрительным, слуховым, обонятельным образом. У человека же словесно-логическая память носит смысловой, осознанный характер.

То есть мы запоминаем слова и их сочетания не как звуковые образы, а как некие смыслы. И ярким примером такого смыслового запоминания может служить рассказ А. П. Чехова «Лошадиная фамилия». В нем человек запомнил фамилию по смыслу, а потом долго вспоминал эту «лошадиную» фамилию. А она оказалась Овсов. То есть сработало именно ассоциативно-смысловое запоминание.

Кстати, лучше работает словесно-логическая память, когда нужно запомнить не отдельно взятые слова, а их осмысленные конструкции – предложения, объединенные в текст, имеющий более развернутый смысл. Словесно-логическая память не только самый молодой вид, но и требующий осознанного, целенаправленного развития, то есть связанная с приемами запоминания и произвольной психической деятельностью.

Произвольная и непроизвольная память у детей

Ребенок — удивительное создание. Уже в раннем возрасте ему под силу запоминать слова, предметы. Кажется, что его никто этому не учил, а дитя произносит такииие фразы. Здесь хочется поставить восклицательный знак.

И все это благодаря памяти.

Памяти свойственны произвольность и непроизвольность. Как раз о непроизвольной детской памяти тут и стоит порассуждать.

На основе непроизвольной памяти без применения каких-либо мнемических усилий формируется основной жизненный когнитивный опыт ребенка. Все время поражаюсь этому процессу. Когда приезжаю к своей внучке возрастом менее трех лет, всегда поражаюсь, как много она знает по сравнению с предыдущим моим приездом. Новые выражения, да такие своеобразные. Откуда она этого набралась. Родители уж точно такому не учили. Но ведь где-то услышала. Понятно, что телевидение и компьютер играют тут весьма развивающую роль. Но ведь нужно это все налету схватить и запомнить. Вот такой удивительный процесс — эта память.

Хорошо, с этим понятно. Хотя тут можно было бы поговорить о мозговых процессах непроизвольного запоминания. Но боюсь, что это уже тема другого сайта. Не будем вдаваться в медицинские и психические терминологии.

Что же касается нашей сайтовой тематики, то достаточно сказать, о том, что детям свойственно запоминание. Ребенок запоминает непроизвольно очень много информации.

Но подходит время идти ребенку в школу. И тут непроизвольности запоминания мало. Объем школьной информации потребует от малыша больших усилий, чтобы удержать ее в памяти. На смену непроизвольной памяти должна прийти произвольная. Память у детей надо формировать.

Учебная информация непроизвольно запоминается далеко не у каждого школьника.

Для формирования произвольной памяти часто используют различные приемы, специальные игры и упражнения. Те методы, которые подходят данному возрасту.

В старшем дошкольном возрасте в игре создаются самые благоприятные условия для произвольности запоминания. Особенно эффективно этот процесс происходит в коллективных играх. Детей просят запомнить, например, картинки, а потом их назвать по памяти. Каждый ребенок хочет победить, выиграть это соревнование и старается запомнить больше других.

Такой дух соперничества является отличным приемом формирования произвольности памяти.

На тему произвольности и непроизвольности памяти старших дошкольников написана курсовая работа. Ознакомиться с планом этой работы можно ниже. Заказать можно по адресу на главной странице.

Пожалуй, важнейшей особенностью человеческой психики является память. Благодаря ей индивид способен удерживать каждый когнитивный элемент.

Если сказать проще, то благодаря памяти как психическому процессу человек может воспроизводить любую информацию.

Ребенок — удивительное создание. Уже в раннем возрасте ему под силу запоминать слова, предметы. Кажется, что его никто этому не учил, а дитя произносит такииие фразы. Здесь хочется поставить восклицательный знак.

И все это благодаря памяти.

Памяти свойственны произвольность и непроизвольность. Как раз о непроизвольной детской памяти тут и стоит порассуждать.

На основе непроизвольной памяти без применения каких-либо мнемических усилий формируется основной жизненный когнитивный опыт ребенка. Все время поражаюсь этому процессу. Когда приезжаю к своей внучке возрастом менее трех лет, всегда поражаюсь, как много она знает по сравнению с предыдущим моим приездом. Новые выражения, да такие своеобразные. Откуда она этого набралась. Родители уж точно такому не учили. Но ведь где-то услышала. Понятно, что телевидение и компьютер играют тут весьма развивающую роль. Но ведь нужно это все налету схватить и запомнить. Вот такой удивительный процесс — эта память.

Хорошо, с этим понятно. Хотя тут можно было бы поговорить о мозговых процессах непроизвольного запоминания. Но боюсь, что это уже тема другого сайта. Не будем вдаваться в медицинские и психические терминологии.

Что же касается нашей тематики, то достаточно сказать, о том, что детям свойственно запоминание. Ребенок запоминает непроизвольно очень много информации.

Забывание впечатлений и намерений

Некоторая информация может вытесняться из непроизвольной памяти. Вытеснение провоцирует невозможность актуализировать в сознании эту информацию. Вытеснение связано с мотивацией избегания неприятного. Вытесняться может сама неприятная информация, но может и та, которая ассоциируется с ней. Причём вытеснение не означает полной потери информации. При таком забывании участвует бессознательное, поэтому чтобы вспомнить информацию, необходимо осознать неосознаваемые мотивы, которые стимулируют её вытеснение.

Как пишет З. Фрейд, содержания памяти двух человек, проделавших вместе путешествие, которые обмениваются после воспоминаниями, существенно различаются. Условия для каждого из путешественников равны, однако сами путешественники — разные люди, следовательно, некоторые закономерности непроизвольной памяти могут быть обнаружены при изучении связи её с личностью человека и его мотивацией.
Ещё один случай, когда проявляются закономерности непроизвольной памяти — забывание впечатлений и намерений. Касательно забывания намерений Фрейд писал, что «… при забывании намерений происходит известный выбор наличных впечатлений, и отдельных элементов каждого впечатления или переживания».

По мнению Фрейда, этот выбор определяется наличием определённой мотивации, в частности в основе случаев, им описанных, лежит мотив неохоты. Неохота что-либо делать вызывает забывание намерения. Неохота появляется из-за нежелания испытывать неприятные ощущения. Это относится не только к забыванию намерений

Фрейд пишет относительно забывания впечатлений и знаний: «…многое забывается по причинам, лежащим в нём самом, там, где это невозможно, тенденция отпора передвигает свою цель и устраняет из нашей памяти хотя бы нечто иное, не столь важное, но находящееся в ассоциативной связи с тем, что собственно и вызвало отпор». Содержание памяти тесно связано с мотивацией

Какая-то информация может быть крайне неприятна для нас, с ней могут быть связаны неприятные или даже травмирующие переживания (см. также психопатологические репереживания). Интересный факт, что забываться может не сама неприятная информация, но та информация, которая находится с ней в ассоциативной связи. Фрейд приводит пример того, как он обещал купить шкатулку для одной женщины, но не мог вспомнить, где находится магазин . Оказалось, что магазин находился недалеко от места, где жили люди, с которыми Фрейд имел плохие отношения. В этом примере мы видим, что забывание коснулось не самόй неприятной информации, но той, которая с ней ассоциируется. Ассоциация в данном случае была вызвана пространственной близостью.

Забывание намерения может происходить в силу того, что сталкиваются два мотива. Когда человек намеревается что-то сделать, он приходит к осознанию того, что он через некоторое время должен что-то сделать. Человек может не одобрять того, что он вознамерился сделать, даже сам того не осознавая. Происходит столкновение ощущения того, что человек должен что-то сделать и внутренней оценки этой деятельности. Тогда намерение может забываться и происходить это будет, скорее всего, именно тогда, когда есть время для его реализации. Надо отметить, что намерения могут забываться не только в случае прямого столкновения ощущения чувства долга и отрицательной оценки предстоящей деятельности, но и в результате наличия ассоциативной связи между намерением и чем-либо значимым и неприятным, не относящимся к данному намерению.

Произвольная и непроизвольная память

Основанием для этого разделения выступает характер цели деятельности. Так, произвольная память соотносится с сознательным волевым усилием, когда запоминание становится целенаправленным.

Непроизвольное запоминание пассивно, тесно связано с интересами, работой человека. Оно наглядно демонстрирует такое свойство памяти, как избирательность. Так, очевидцы одного события при пересказе часто расходятся в деталях и даже последовательности произошедшего. Для иллюстрации вспомним «Убийство на улице Морг» Эдгара По, в котором свидетели дают различные показания, даже противоречащие друг другу.

В 1927 г. психолог Блюма Вульфовна Зейгарник впервые описала еще одно любопытное свойство памяти, которое позднее стало «эффектом Зейгарник»: более значимыми для памяти человека оказываются незавершенные действия, события, которые не получили естественного разрешения. Естественное напряжение, возникающее от невыполненных задач, является природным механизмом, который стимулирует нас завершать каждое дело.

Особенности развития

Благодаря развитой памяти дети накапливают и сохраняют информацию, а в последующем используют ее в своей жизни, поэтому память можно смело назвать одним из ключевых психических процессов в детском возрасте. При этом в разные временные отрезки у развития памяти отмечают свои возрастные различия, поэтому дошкольники запоминают все несколько иначе, чем дети школьного возраста.

Память детей первого года жизни является моторной и связана с рефлексами. Когда ребенок начинает ходить, узнавать близких и запоминать их слова, активно формируется двигательная, словесная и образная виды памяти, которые в возрасте 2–4 года являются лидирующими. Со временем малыш осваивает разные механизмы запоминания, его психические функции совершенствуются, в результате чего возникают способности к обучению.

Она во многом основана на увлечениях и интересах ребенка, поэтому к одним и тем же предметам разные дети относятся по-разному. При этом малыши также быстро запечатлевают то, что было многократно повторено, к примеру, дорогу в детский сад, часто рассказываемую мамой сказку или неоднократно просмотренный мультик.

Как улучшить память ребенка?

Лучше запоминается

значимый материал – ребенок понимает, что это важно и почему; материал вызывающий эмоции; регулярно используемый, включенный в постоянную деятельность; материал, связанный с тем, что ребенок хорошо знает; образное мышление – представь себе
факты, на которые обращалось пристальное внимание материал, который удалось воспроизвести, повторить в уме осмысленный, структурированный материал группированный материал запоминание картинок дошкольникам до 10. каждый образ последовательно связывают в
стих

пиктограммы. пересказал. повтор через 2 часа. повтор 3 раза перед сном повтор с утра. слуховая память. произнести 15 словосочетаний – история. специфичная и абсурдная. цифры – образы. 3-х значные диктовать числа – короткие истории. даты рождения, даты событий пушкин

что делать

определить какой вид памяти является ведущим (зрительная, слуховая, двигательная, тактильная). необходимо использовать данный вид памяти при запоминании нового материала. Дети со звуковой памятью лучше запомнят прочитанное вслух. ребенок с двигательной памятью – запомнит то, что он записал. те у кого зрительная память, легче запоминают то, то они увидят. при этом желательно пользоваться текстовыделителем, схемами, таблицами. дети дошкольного и младшего школьного возраста хорошо запоминают иллюстрированный материал. определить к какому типу относится. для определения ведущего типа памяти предложите ребенку несколько отрывков текста одного размера. Первый необходимо прочитать «про себя», второй вслух, третий переписать, четвертый прочтите ребенку вы. затем ребенок должен пересказать отрывки. тот, который запомнился лучше, тот вид восприятия у ребенка более развит. тренировать память. учить наизусть пословицы, загадки, четверостишья, постепенно переходя к более длинным стихам. результатом тренировок становится задействование для запоминания большого количества нейронов. расширять кругозор. с раннего детства читать ребенку. также помогают развивающие мультфильмы, игры, телевизионные передачи. Чем больше информации отложится у ребенка за первые годы жизни, тем легче будет запоминаться в школьные годы. отдых от умственных нагрузок. хотя дети намного легче взрослых воспринимают информацию, но они также страдают от переутомления. Особенно, если оно сопровождается стрессами. Это состояние значительно снижает память и сказывается на других познавательных процессов. Необходимо учитывать, что память ухудшается на 4-6 уроке, в четверг и пятницу. Это особенно заметно в последние недели четверти

в такие периоды важно обеспедить ребенку полноценный отдых. наилучшим вариантом будут активные игры на свежем воздухе

улучшать слаженность работы полущарий мозга. пальчиковая гимнастика. Упражнение «палец – кулачок» больше материала по данной теме. чем больше ребенок будет знать о животных, тем легче ему будет запомнить новые факты о них. игра «кулачек — пальчик» тактильная память. прощупывание игрушек с закрытыми глазами. расставить игрушки на столе, посмотреть 10 секунд, затем забрать один предмет. дошколники 5-7. устный счет развивать двигательную память. метод ассоциаций подключение эмоций – создание образов. помогает запомнить фразы, цифры.

Приемы легкого запоминания

  1. запоминание иностранных слов в виде нелепых образов
  2. запомнить список или номер телефона – расставить предметы по порядку на хорошо известном маршруте запомнить,
  3. запомнить фамилию человека легче, если связать ее с внешними особенностями. Также запоминанию способствует повторение несколько раз про себя. Затем обратитесь к новому знакомому по имени под любым предлогом: «Иван Петрович, если я Вас правильно понял». ассоциировать со знакомым человеком с таким же именем.
  4. текст. записи, пиктограммы – основное в предложении
  5. Память подобна мышце – она нуждается в тренировке. пока вы ее тренируете – она улучшается. В том случае, если нет необходимости задействовать память, то она ослабляется.

Функции

Если говорить о памяти в целом, то можно сказать, что это познавательный процесс, который включает запоминание, забывание и даже сновидения. Иногда мы наблюдаем факты непроизвольного запоминания тогда, когда движение, связанное с чем-либо, резко обрывается. Например, внезапно выключается свет или все данные на компьютере закрываются. Однако мы непроизвольно запоминаем информацию, которая была прочитана или написана перед самым выключением. Когда гаджет снова включается, то мы можем определить, на каком именно месте был прерван процесс.

Потребности любого индивида вызывают впоследствии определенные действия. Если желания остаются, то деятельность будет доведена до конца. Когда это происходит, то индивид больше не испытывает стремления к каким-либо действиям. Ситуация разряжается. Например, человек захотел выпить стакан воды. Это желание побуждает его пройти на кухню и выполнить задуманное. Внезапно раздается звонок, и человек ненадолго вынужден прервать свои действия. Поговорив по телефону, он пройдет на кухню, нальет в стакан воду и выпьет.

В этом процессе напрямую будет задействована непроизвольная память. Несмотря на внезапный звонок, тенденция к выполнению действия была сохранена. А значит, и действие, пока оно не будет выполнено, останется в памяти индивида. Итак, можно сказать, что потребностное напряжение воздействует на память человека. Содержание непроизвольной памяти и ее функции связаны с деятельностью и отражают ее в полной мере. Поэтому здесь исключены ошибочные действия. Благодаря вышеперечисленным функциям непроизвольного запоминания человек может не только начать какое-либо дело, но и закончить его. Итак, непроизвольное запоминание происходит безо всяких усилий, «на автомате».

1.2 Сравнительные исследования произвольного и непроизвольного запоминания

Сравнительные
исследования эффективности произвольного и непроизвольного
запоминания показали, что при глубоком
проникновении в смысловое содержание
материала, при мыслительной переработке
воспринятого, даже без мнемической задачи
материал сохраняется в памяти прочнее,
чем то, что запоминалось произвольно,
но без активной интеллектуальной деятельности.
В то же время там, где непроизвольное
запоминание более продуктивно, чем произвольное,
это преимущество у детей с возрастом
ослабляется, так как более высокое умственное
развитие обусловливает меньшую интеллектуальную
активность при выполнении предлагаемых
заданий.

Непроизвольное запоминание 
зависит от отношения деятельности
к намерениям и потребностям. Эффект Б.В. Зейгарник заключается
в том, что испытуемые, которым предлагают
ряд заданий, при неожиданной просьбе
вспомнить эти задания называют больше
прерванных, незавершенных видов деятельности.
Эффект объясняют отсутствием разрядки
напряжения, которое создается «квазипотребностью»
выполнить деятельность. Он зависит, однако,
от многих факторов, и, в частности, , при
высокой мотивации, когда на первый план
выходят мотивы, связанные с защитой Я,
зависимость меняется на обратную: воспоминания
о «неприятных» задачах, о неудачах подавляются. Сложным является вопрос о влиянии эмоций
на эффективность непроизвольного запоминания.
По Фрейду, то, что имеет яркую негативную
окраску, вытесняется в бессознательное.
Другие авторы (например, Блонский) получали
в экспериментах иные данные, отмечая,
что навряд ли забывание неприятного полезно для жизни. Ясно
лишь, что обычно эмоциональная окраска
улучшает запоминание по сравнению с запоминанием
эмоционально нейтрального материала.
С.Л. Рубинштейн считает невозможным однозначный ответ
на вопрос о том, приятное или неприятное
запоминается лучше. К сожалению, механизмы
влияния эмоций на запоминание до сих
пор изучены плохо.

В современной 
когнитивной психологии к обсуждаемому
вопросу самое прямое отношение
имеет модель «уровня обработки», предложенная
Ф. Крейком и Р. Локхартом. Согласно этой
модели, память является побочным продуктом
обработки информации, а сохранение ее
следов прямо зависит от глубины обработки.
Поверхностный, сенсорный анализ менее
эффективен для запоминания, чем, например,
семантический. Эта модель, по сути сходная
с более ранними взглядами Смирнова и
Зинченко, подвергается критике, однако
она хорошо объясняет многие факты (например,
запоминание текста роли актером при работе
над ней или запоминание следователем
тех трудных дел, которые он вел). Показано
также, что студенты, склонные к глубокой
обработке учебного материала, лучше запоминают
его (Р. Шмек). Полезна и «личностная разработка»
материала, например, поиск событий из
личного опыта, соответствующих изучаемым
закономерностям, или попытки использовать
эти закономерности на практике .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector