Дети дождя

Содержание:

Формы аутизма

Аутизм включает широкий спектр расстройств, относящихся к одному диагнозу. Расстройство имеет много проявлений, причем у каждого человека они разные. Современная медицина делит аутизм на отдельные формы.

Детский аутизм

Включает трудность в том, что человек слышит, видит, переживает, проблемы в общении и воображении. Причина, от чего бывает аутизм у детей, кроется во врожденном нарушении некоторых функций головного мозга; расстройство связано с нарушением ментального развития.

Атипичный аутизм

Применение этого диагноза целесообразно в случае, если расстройство не соответствует критериям для определения детской формы болезни. Он отличается тем, что не появляется до достижения ребенком 3-летнего возраста или не выполняет триаду диагностических критериев. У детей с нетипичным аутизмом в некоторых областях развития имеется меньше проблем, чем при классической форме расстройства, – могут проявляться лучшие социальные или коммуникативные навыки, отсутствие стереотипных интересов.

У этих детей развитие частичных навыков очень неравномерно. В отношении сложности лечения, атипичный аутизм не отличается от детского.

Синдром Аспергера

Характеризуется нарушениями коммуникации, воображения, социального поведения, которое противоречит разуму.

Социальные аномалии при этом синдроме не столь серьезны, как при аутизме. Основная особенность – эгоцентризм, связанный с отсутствием способности или желания взаимодействовать со сверстниками. Типичны для синдрома навязчивые особые интересы (например, изучение расписаний, телефонных справочников, просмотр определенных телевизионных программ).

Люди с синдромом Аспергера предпочитают самостоятельную деятельность, общаются особым образом. Для них характерно подробное выражение, общение только с объектом их интереса. Они обладают широким словарным запасом, запоминают различные правила или определения, удивляют точной и сложной профессиональной терминологией. Но, с другой стороны, не могут определить значение некоторых слов или правильно использовать их в предложении. Их речь имеет странную интонацию, темп ускоряется или замедляется. Голосовая речь может быть ненормальной, монотонной. Социальная наивность, строгая правдивость, шокирующие заметки, с которыми дети или взрослые обращаются к неизвестным людям, также относятся к характерным проявлениям синдрома Аспергера.

При расстройстве наиболее поражается грубая моторика, человек неуклюжий, ему бывает сложно научиться ездить на велосипеде, плавать, кататься на коньках, лыжах. Интеллект сохраняется, иногда он даже выше среднего.

Дезинтеграционное расстройство (синдром Геллера)

После периода нормального развития ребенка, длящегося как минимум 2 года, по неизвестным причинам происходит регрессия в приобретенных навыках. Развитие нормальное во всех областях

Это значит, что ребенок в 2-летнем возрасте говорит короткими фразами, обращает внимание на стимулы, принимает и инициирует социальные контакты, жестикулирует, для него характерна имитационная и символическая игра

Начало расстройства проявляется в возрасте 2-7 лет, чаще всего, в 3-4 года. Ухудшение может быть внезапным, продолжаться несколько месяцев, чередоваться с периодами затишья. Ухудшаются коммуникационные и социальные навыки, часто с поведенческими расстройствами, типичными для аутизма. После этого периода может произойти повторное улучшение навыков. Однако, нормального уровня они больше не достигают.

Синдром Ретта

Впервые этот синдром был описан доктором А. Реттом в 1965 г. Расстройство встречается только у девушек, сопровождается серьезной ментальной недостаточностью. Это неврологическое заболевание. Причина – генетическая; недавно был обнаружен ген, отвечающий за нарушение дистального длинного плеча Х-хромосомы. Синдром характеризуется ранним развитием, в течение 6-18 месяцев. После 18-месячного возраста наблюдается период застоя и регрессии, в течение которого ребенок теряет все приобретенные навыки – как локомоторные, так и речевые. Наблюдается также замедление роста головы. Особенно характерна потеря функциональных движений рук.

Аутизм — что это за болезнь

Аутизм — это психическое заболевание, которое диагностируют в детстве, и оно остаётся с человеком на всю жизнь. Причиной служит нарушение развития и функционирования нервной системы.

Учёные и врачи выделяют следующие причины возникновения аутизма:

  1. генетические проблемы;
  2. черепно-мозговая травма при рождении;
  3. инфекционные заболевания как матери во время беременности, так и новорожденного.

Аутистов-детей можно отличить среди их ровесников. Они всё время хотят оставаться одни и не идут играть в песочницы к другим (или играть в прятки в школе). Таким образом, они стремятся к социальному одиночеству (им так комфортнее). Также заметно нарушение проявления эмоций.

Если делить людей на экстравертов и интровертов, то аутист-ребёнок — яркий представитель последней группы. Он всегда находится в своём внутреннем мире, не обращает внимания на других людей и всё, что происходит вокруг.

Нужно помнить, что у многих детей могут проявляться признаки и симптомы этого заболевания, но выраженные в большей или меньшей степени. Таким образом, существует спектр аутизма. Например, есть дети, которые могут крепко дружить с кем-то одним и при этом полностью быть неспособны контактировать с другими.

Если говорить про аутизм у взрослых, то признаки будут отличаться между мужским и женским полом. Мужчины полностью погружаются в своё хобби. Очень часто начинают что-то коллекционировать. Если начинают ходить на обычную работу, то занимают одну и ту же должность на протяжении многих лет.

Признаки заболевания у женщин тоже весьма примечательны. Они следуют шаблонному поведению, которое приписывают представительницам их пола. Поэтому выявить женщин-аутистов очень сложно неподготовленному человеку (нужен взгляд опытного психиатра). Также они могут часто страдать от депрессивных расстройств.

При аутизме у взрослого, признаком также будет выступать частое повторение каких-то действий или слов. Это входит в определённый личный ритуал, который человек выполняет каждый день, а то и по несколько раз.

Жизнь с ребёнком-аутистом: быт

Легче или сложнее, чем с обычным ребёнком? Многие мамы особенных детей даже обидеться могут из-за постановки подобного вопроса. Конечно, для родителей, чей ребёнок ест только три продукта в течение всей жизни или тех, чья дочь спит пять часов в сутки начиная с двух лет, каждый день является борьбой.

И сложности, и радости

С Полиной всегда весело. Мы привыкли к её немногословию и отлично понимаем. Она обожает шутки и всяческую деятельность, будь то забавный челендж или прогулка в новых местах. У нас есть общие интересы. А что уж говорить про её навыки к обучению. Особенно это ценишь, когда начинаешь заниматься с нормотипичным ребёнком изучением букв. Тем не менее детки-аутисты замкнуты. Дочь редко подойдёт со словами: «Мама, я тебя люблю».

И уж отдельно стоит отметить, как тяжело с таким ребёнком, пока он малыш. Когда ты не можешь понять причину его слёз, узнать, что болит, убедить принять лекарство, а уж тем более выпустить руку в городе хотя бы на минуту.

Сон

Вечная проблема. Наш первый месяц с Полиной был похож на кошмар. Я понимала, что она спит мало, но не признавалась себе в этом до конца. Примерно в год она перестала спать днём. Лет с четырёх она уж спала столько же, как и я. Но и это не самое сложное. Слышали про детей-сов? Стоит оставить Полину со своими мыслями хотя бы на минуту, она начинает вспоминать что-то, улыбаться.

Представьте, нужно спать, но что-то вдохновляющее – фильм или разговоры – вас отвлекают. Полину занимает любая мысль. Чтобы она спала 7-8 часов в сутки, час перед сном мы просим её отвечать на скучные вопросы.

Многие дети отлично засыпают, если нагулялись и набегались за день. Но на Полину это не действует.

«Удобный» ребёнок

Она любит порядок. Всегда выключит за кем-то свет, унесёт вещь в нужную комнату. Повзрослев, она стала аккуратной и хранит книги, одежду, зубную щётку строго на своих местах.

Полина ребёнок, который всегда найдёт себе занятие. Если образовалось срочное дело, ей можно просто дать новую книгу и она не станет мешать. Но зато ей нужно помогать во многих домашних делах. Она может уйти за лягушкой на природе и даже не заметить, как далеко находится.

Профилактика аутизма

Аутизм нельзя предупредить. Этот диагноз невозможно предположить во время беременности. Не существует признаков аутизма, заметных по УЗИ или анализу крови будущей матери.

Что можно сделать?

  1. Собрать информацию о семьях обоих партнёров. Случались ли в роду психиатрические болезни? Какие? У кого? Как развивались?
  2. Грамотно подойти к ведению беременности и родам. Стандартные правила: полноценное питание, сон, минимум переживаний, компетентный акушер-гинеколог в родзале.
  3. Иметь настороженность. Смело задавать педиатру вопросы. Если ответ участкового врача не успокоил, обращаться за консультацией к другим специалистам. Что-то смущает в развитии малыша? Всегда умнее перестраховаться.
  4. Уже есть ребёнок с РАС? Это не запрет на следующие беременности. Однако консультация генетика при планировании необходима.

Лечение аутизма

Лечится или нет это состояние, больше всего интересует родителей таких малышей. К сожалению, ответ на вопрос «Лечится ли аутизм?» однозначен: «Нет, не лечится».

Но, несмотря на то, что недуг не излечим, поправить ситуацию можно. Самое лучшее «лечение» в этом случае – регулярные занятия каждый день и создание наиболее благоприятной среды для аутиста.

Способы коррекции аутизма

Такие действия на самом деле являются очень большим трудом, как родителей, так и педагогов. Но такими средствами можно достичь больших успехов.

Как воспитывать малыша-аутиста

  • Осознать, кто такой аутист, и то, что аутизм является способом существования. То есть, такой малыш способен думать, смотреть, слышать, чувствовать не так, как большинство людей.
  • Позаботиться о максимально благоприятной среде для того, кто страдает аутизмом, чтобы он мог развиваться и учиться. Неблагоприятная обстановка и перемены в распорядке плохо действуют на аутиста и заставляют его уходить в себя еще глубже.
  • Консультироваться со специалистами – психиатром, психологом, логопедом и другими.

Как лечить аутизм, этапы

  • Сформировать навыки, которые нужны для обучения. Если ребенок не идет на контакт, постепенно его установить, не забывая, кто это – аутисты. Постепенно нужно развивать, по крайней мере, зачатки речи.
  • Устранить формы поведения, являющиеся неконструктивными: агрессию, самоагрессию, страхи, уход в себя и др.
  • Учить наблюдать, подражать.
  • Учить социальным играм и ролям.
  • Учить идти на эмоциональный контакт.

Поведенческая терапия аутизма

Наиболее распространенное лечение аутизма практикуется согласно с принципами бихевиоризма (поведенческая психология).

Один из подтипов такой терапии – это АВА-терапия. Основа этого лечения состоит в том, чтобы наблюдать, как выглядят реакции и поведение малыша. После того, как все особенности изучены, подбираются стимулы для конкретного аутиста. Для одних детей таковым является любимое блюдо, для других – музыкальные мотивы. Далее таким поощрением подкрепляют все желаемые реакции. То есть, если малыш сделал все, как нужно, тогда он получит поощрение. Так развивается контакт, происходит закрепление умений и исчезают признаки деструктивного поведения.

Логопедическая практика

Несмотря на степень аутизма, у таких детей отмечаются те или иные трудности с речевым развитием, что мешает нормальному общению с людьми. Если малыш регулярно занимается с логопедом, у него налаживается интонация, произношение.

Выработка навыков самостоятельного обслуживания и социализации

У аутистов отсутствует мотивация играть, делать повседневные дела. Они сложно приспосабливаются к поддержанию личной гигиены, распорядку дня. Чтобы закрепить нужный навык, используют карточки, на которых прорисован или написан порядок выполнения таких действий.

Терапия медикаментами

Лечить аутизм медикаментозными средствами допустимо только в том случае, если деструктивное поведение маленького пациента мешает его развитию. Однако родителям нудно помнить, что любая реакция аутиста – плач, крик, стереотипия – это своеобразный контакт с внешним миром. Хуже, если ребенок уходит в себя на целые дни.

Поэтому любые успокоительные и психотропные лекарства допустимо применять только по строгим показаниям.

Существуют некоторые мнения, которые являются скорее народными, чем научными. Например, данные о том, что безглютеновая диета помогает вылечить аутиста, научно не подтверждены.

Некоторые методы не только не приносят пользы, но и могут быть опасными для пациента. Речь идет о применении глицина, стволовых клеток, микрополяризации и др. Такие методы могут быть очень вредными для аутистов.

Основные признаки детского аутизма

Симптомы аутизма могут проявляться в виде поведенческих и физиологических нарушений.

Поведение детей до 6 месяцев

Новорожденные дети в возрасте до 6 месяцев могут страдать от психического нарушения, о чем будет свидетельствовать:

  • постоянная пассивность – ребенок практически не плачет, совершает минимальные движения, не заинтересован в познании окружающего мира;
  • чрезмерная активность – проявление нервозности, постоянный плач;
  • отказ от зрительного контакта с людьми, отсутствие концентрации взгляда на лицах или окружающих предметах;
  • непроявление реакции на голос родителей;
  • уклонение от прикосновений матери и отца;
  • отказ от материнского молока;
  • отставание в развитии;
  • ускоренный рост черепа.

Поведение детей до 11 лет

Дети в возрасте от 2 до 11 лет способны демонстрировать:

  • отсутствие реакции на собственное имя;
  • желание играть в одиночестве;
  • отсутствие стремления к общению;
  • отказ от зрительного контакта с собеседником;
  • нежелание беседовать с окружающими людьми;
  • ограниченная заинтересованность в конкретном виде деятельности (музыкальное течение, направление изобразительного искусства или математические способности);
  • систематическое повторение одного жеста, звука или слова;
  • паника при смене привычной обстановки;
  • сложности при обучении, приобретении новых практических навыков (аутичному ребенку тяжелее научиться писать и читать).

Поведение детей после 11 лет

На пороге наступления подросткового возраста симптоматика больных аутизмом обогащается следующими признаками:

  • депрессивное состояние с агрессивными проявлениями;
  • отрицание потребности в налаживании контактов с окружающими;
  • склонность к совершению повторяющихся действий;
  • однообразие интересов;
  • отрицательное отношение к любым переменам;
  • речевые нарушения;
  • общение с невидимыми собеседниками;
  • повышенная нервозность, тревожность и возбудимость;
  • наличие патологических страхов;
  • склонность к формированию ритуалов;
  • повышенная привязанность к некоторым предметам.

Стереотипия поведения аутичного малыша

Больные дети склонны к совершению непроизвольных действий. Неосознанные движения совершаются ими систематически. Ребенок не может контролировать такие проявления как:

  • движения. Двигательная активность выражается в виде прыжков, раскачивания туловища или махания руками. Некоторые больные склонны к бегу на цыпочках по кругу. Известно, что усиление двигательных стереотипов происходит в периоды крайнего утомления или возбуждения организма. Активность может сменяться заторможенностью, во время которой ребенок способен застывать в неудобной позе;
  • речь. Типичным признаком аутичного ребенка является бесконтрольное повторение фраз или слов других людей. Больным свойственна неестественная разговорная речь, состоящая из штампов. Дети неверно используют личные местоимения. Говоря о себе, аутичные пациенты применяют слова «она», «он», «ты»;
  • пространственные стереотипы. Возможны трудности с внешней ориентацией, сложности при необходимости скопировать чужие движения во время занятий по физической культуре;
  • социальные стереотипы. Дети с РДА избирательны в контактах, они испытывают явный дискомфорт в присутствии незнакомых людей;
  • игровые стереотипы. Страдающие от синдрома Лео Каннера малыши могут играть с необычными предметами. Игрушкой аутичного ребенка может стать провод, электроника и бытовая техника, предмет интерьера, а также обувь и одежда. Пациенты с психическим расстройством не заинтересованы с традиционных детских играх, в просмотре развлекательных мультфильмов и кинокартин.
  • судороги;
  • слабая иммунная система;
  • избыточное или притупленное сенсорное восприятие;
  • синдром раздраженного кишечника;
  • хронические желудочно-кишечные патологии;
  • нарушение работы поджелудочной железы.

Как распознать РАС

Все основные проявления РАС объединены в так называемую «диагностическую диаду», включающую в себя две группы симптомов: а) нарушение социальной коммуникации и социального взаимодействия и б) ограниченные повторяющиеся паттерны (образцы, шаблоны) поведения, области интересов и активностей. Ключевые дефициты социального взаимодействия и коммуникации заключаются: 

  • в недостатке «социально-эмоциональной взаимности», то есть способности делиться мыслями и чувствами с другими,
  • в «дефиците невербального коммуникативного поведения» при общении, что выражается в отсутствии, уменьшении или нетипичном использовании зрительного контакта, жестов, мимики, положений тела и интонации,
  • в дефиците развития, поддержания и понимания отношений, когда интерес к социальному общению со взрослыми и сверстниками может быть значительно снижен или вовсе отсутствует либо наблюдаются нетипичные попытки взаимодействия, которые могут выглядеть разрушительными и агрессивными.

Ограниченные повторяющиеся паттерны поведения, интересов и активностей, входящие в диагностическую диаду РАС, выражаются: 

в стереотипном, или повторяющемся, поведении: у ребенка могут присутствовать различные двигательные стереотипии (хлопки в ладоши, раскачивания, прыжки, «крылышки»); повторяющееся использование предметов, нефункциональная игра (выстраивание игрушек в ряд, раскручивание круглых объектов); вокализации и эхолалия (повторение только что услышанных слов или, в случае отсроченной эхолалии, услышанных когда-то – например, фраз из мультфильмов). 
В чрезмерной приверженности к постоянству и активном сопротивлении любым изменениям: некоторые дети с аутизмом строго следят за привычным расположением предметов в комнате, на прогулке следуют только определенным заученным маршрутам, и малейшие изменения могут легко вывести их из равновесия. У ребенка может наблюдаться настолько жесткая избирательность в еде и стремление к постоянству, что при изменении упаковки любимого лакомства он может полностью отказаться от него. 
В крайне ограниченных, фиксированных интересах

У многих детей с аутизмом интенсивность увлеченности узкой темой настолько высока, что мешает распределять внимание на другие сферы жизни. Выделяя в общем потоке информации только интересующие их узконаправленные данные, некоторые дети с аутизмом в сравнительно раннем возрасте способны запоминать флаги всех стран, многочисленные исторические даты, вычислять в уме сложные арифметические задачи, испытывая при этом сложности в развитии социальных навыков или навыков самообслуживания. 
В особенностях восприятия сенсорной информации — гиперчувствительности или гипочувствительности к различным ощущениям, получаемым от органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, равновесие и восприятие собственного тела в пространстве).

Многие дети с аутизмом более остро воспринимают звуки и запахи или обращают внимание на детали, кажущиеся нам малоинформативными. Обычные сенсорные стимулы (особенно в местах большого скопления людей) могут вызывать у таких детей сильный стресс и даже физическую боль, становясь причиной поведенческих трудностей

У других детей с РАС, наоборот, может наблюдаться сниженный порог чувствительности к некоторым сенсорным сигналам, и такие дети могут быть экстремально терпимы к высокой или низкой температуре или к боли. 

Конечно, некоторые из описанных особенностей могут быть свойственны и людям без аутизма. Например, новые знакомства для очень застенчивого человека сродни подвигу. Нередко встречаются педантичные люди, для которых соблюдение особого расположения вещей и чистоты в доме является крайне важным. Другие сверхчувствительны к громким звукам и не выносят яркого света. Однако диагноз РАС может рассматриваться только в случаях, когда без внешней поддержки эти трудности очевидно мешают успешно самостоятельно адаптироваться и полноценно функционировать в социуме и при отсутствии программ помощи существенно влияют на качество жизни. 

Таким образом, только если человек не обладает достаточными адаптивными возможностями и симптомы диагностической диады вызывают у него «значимые ограничения в социальной, профессиональной или других важных областях ежедневного функционирования», с которыми он не может справиться без внешней поддержки и помощи, можно предполагать наличие у него расстройства аутистического спектра. 

Как не пропустить аутизм у ребенка?

К двум годам

Даже полностью здоровый ребёнок осознаёт свою индивидуальность постепенно. Сначала он искренне думает, что связан с матерью и является фактически её продолжением. Но к двум годам происходят уже некоторые перемены. В эти моменты можно различить первые признаки аутизма у ребёнка. 2 года — это интересный возраст, богатый открытиями. Малыш впервые осознанно встречает и провожает времена года, получает подарки, возможно, ходит в садик или хотя бы общается со сверстниками на площадке. Присмотритесь к своему чаду. Он сидит в уголке букой и не возражает, когда его игрушки забирает другой малыш?

Конечно, это ещё не повод считать своего ребёнка больным. Возможно, он слишком застенчивый и робкий. Попробуйте сами поиграть с ним. Он идёт на контакт? Может смотреть вам в глаза? Дотрагиваться до вас? Он не боится забрать у вас игрушку? Сидеть на ручках? Все эти действия присущи нормальным деткам. Если же нет… Всегда разговаривайте с ребёнком. Голос родного человека успокаивает и настраивает на позитивный лад. Если ваши подозрения подтвердились, и врач поставил диагноз «аутизм», настройтесь на то, что ребёнок позже сможет идентифицировать себя отдельной от вас личностью. Старайтесь принимать решения вместе. Всегда советуйтесь с малышом и объясняйте свои действия. От аутиста нельзя отмахиваться, переадресовывать вопрос, иначе он просто замкнётся в себе. Если подытожить, то на вопрос о том, как распознать аутизм у ребёнка 2 лет, можно ответить так: слушать его и слышать его!

Реабилитация

Программа реабилитации многочисленных специализированных центров предусматривает следующие направления:

Название Описание
Занятия с логопедом Специалист помогает развивать речь, фонетику. Помогает тренировать навыки речевого контакта.
Нейропсихомотрика Больному помогают адаптироваться к обществу, окружающему миру, его учат социализации и общению, также развивать мелкую моторику.
Занятия с психологом Врач помогает корректировать поведенческую реакцию, учит родственников обращаться с больным аутизмом. Специалист разрабатывает для каждого пациента индивидуальную программу социализации.
Лечебная физкультура (ЛФК) Больные в ходе игры контактируют с физиотерапевтами, развивают навыки движения, статики и мышечный тонус.

Специальные занятия по реабилитации помогают избавиться от тревоги, улучшить психологическую и физическую форму. Повышается концентрация внимания, пациенты учатся адаптироваться в социальном обществе.

Своевременная диагностика аутизма у взрослых позволяет добиться сглаживания признаков заболевания. Человек может вернуться к социально активному образу жизни, обходясь без круглосуточной помощи родственников или медицинского персонала. Без квалифицированной помощи болезнь будет прогрессировать, а состояние человека ухудшаться.

Оформление статьи: Владимир Великий

Лечение

Основные способы существующей центральной терапии не основаны на знаниях этиологии заболевания. Аналогично умственной отсталости, аутизм считается неизлечимым расстройством, но при целевом лечении и специальных образовательных стратегиях в сочетании с поведенческой терапией, у людей с аутизмом может быть достигнуто значительное улучшение. Цели терапии можно разделить на 2 основные категории:

  • развитие или усиление задержанных или неразвитых коммуникационных способностей, социальных, адаптивных свойств;
  • нефармакологическое и фармакологическое воздействие на различные симптомы и синдромы.

Психотерапия

Ранняя диагностика и последующее психологическое вмешательство очень важны для дальнейшего развития аутичных детей; своевременное начало лечения значительно увеличивает шансы пациентов на включение в нормальную жизнь.

Работа с семьей: образование, обучение коммуникации, метод обратной связи

После постановки диагноза, в т.ч. определения степени аутизма и возможной умственной отсталости, родителям должна быть предоставлена ​​достаточная информация о соответствующем подходе, вариантах лечения, включая последующие рекомендации (обращение в региональные общественные ассоциации, организующие уход за больным с РАС, предоставление амбулаторного лечения).

У многих пациентов неадекватные симптомы (агрессия, самоповреждение, патологическая фиксация на родителях, чаще всего, на матерях) могут усилиться вследствие неправильного подхода родителей к больному ребенку. Поэтому наблюдение за социальным взаимодействием аутиста с родителями, братьями и сестрами – это важная часть терапии. На основе наблюдений создается индивидуальный терапевтический план.

Целесообразно использование зеркала Гезелла, обеспечивающего непрерывное наблюдение за связью аутиста с родителями, возможность видеозаписи их взаимодействия. Один терапевт обычно работает с семьей в контролируемом помещении, другой наблюдает за зеркалом, записывает структурированную ситуацию. Затем оба специалиста совместно с родителями рассматривают отдельные части видеозаписи. Врачи указывают на возможные несоответствующие проявления родителей, потенцирующие неадекватное поведение их ребенка. Реконструкцию и практику желаемого взаимодействия с семьей необходимо проводить повторно. Речь идет о временно требовательном терапевтическом методе.

Индивидуальная терапия: поведенческие методы, логопедия

Индивидуальные подходы успешно используются для усиления развития вербальных и невербальных, социальных навыков, способности к адаптации и самопомощи, снижения неадекватного поведения (гиперактивность, агрессивность, самоповреждение, стереотипы, ритуалы).

Чаще всего используется положительное предрасположение, когда желаемое поведение, например, освоение определенного навыка, поддерживается вознаграждением, соответствующим уровню степени поражения (при тяжелом аутизме с умственной отсталостью используется поощрение лакомством, при умеренном расстройстве подходит вознаграждение любимым занятием, таким как просмотр мультфильма, высокофункциональные пациенты могут в качестве награды получить похвалу).

Нарушение речи – это частый повод для проведения обследования на аутизм. Интенсивная логопедия имеет хороший эффект у аутичных пациентов, но требует более индивидуального подхода, чем при других проблемах. Логопедическая терапия наиболее часто используется в сочетании с поведенческими методами.

Фармакотерапия

Известные на сегодняшний день препараты не влияют конкретно на основные симптомы аутизма (нарушения речи, коммуникации, социальная изоляция, нестандартные интересы). Лекарства эффективны только в качестве средств для оказания симптоматического влияния на неблагоприятные поведенческие проявления (агрессия, самоповреждение, гиперкинетический синдром, навязчивые, стереотипные ритуалы) и аффективные расстройства (тревожность, эмоциональная лабильность, депрессия).

Применяемые лекарства:

  • Нейролептики. Влияют на агрессию, самоповреждение, гиперкинетический синдром, импульсивность;
  • Антидепрессанты. Из группы антидепрессантов наиболее широко используются селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС), их эффективность соответствует идее о роли серотониновой дисрегуляции в этиопатогенезе аутизма.
  • Психостимуляторы. Эти препараты положительно влияют на гиперактивность при аутизме. Преимущественно используется Метилфенидат, значительно снижающий гиперактивность при дозировке 20-40 мг в день, при этом, не ухудшая стереотипность.

Статистика детского аутизма

Надо сказать, что ни одна из вышеперчисленных гипотез не подтверждается как единственно верная. К сожалению, в России не ведется статистика рождения детей — аутистов, но данные в мировом масштабе свидетельствуют о стабильном ежегодном росте. Ведь за последнее десятилетие количество новорожденных с нарушением аутистического спектра в мире увеличилось катастрофически.

В 1995 году на 50000 в мире приходился 1 случай, а в 2017 уже 1 на 50. Возможно, что рост, зафиксированный статистикой, не что иное как изменение научных подходов к классификации заболевания

То есть, если раньше некоторые признаки не брались во внимание медициной, а расценивались как странности поведения, то сегодня это уже диагноз. Распознать истинный аутизм в легкой форме даже у взрослого не всегда просто

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector