Основные методики определения акцентуации характера

Модифицированный патохарактерологический опросник

Этот вариант опросника полностью разработан А. Е. Личко для групповой работы с подростками. Количество вопросов в нём сокращено до 143, тест проходится только один раз (учитываются только положительные ответы), что значительно сокращает время на его прохождение. Кроме того, значительную часть интерпретации результатов выполняют сами испытуемые (подсчёт баллов и распределение их по шкалам), что минимизирует последующую работу психолога. Время оценки акцентуации одного ребёнка сократилось до получаса, а при групповом обследовании – ещё меньше. При этом достоверность результатов опроса достаточно высокая для массового его использования.

Модифицированный тест Личко на акцентуацию характера содержит 11 шкал (10 диагностических и одну для контроля правдивости ответов), в каждой из которых содержится 13 вопросов. В опроснике тесты из разных шкал представлены в хаотичном порядке.

На основании ряда исследований определены минимальные диагностические числа (сумма баллов) для различных акцентуаций:

  • 10 – для гипертимного и неустойчивого типов,
  • 9 – для лабильного, тревожно-педантического, интровертированного, возбудимого и демонстративного типов,
  • 8 – для циклоидного, астено-невротического и сенситивного типов,
  • 4 – по контрольной шкале лжи.

Высокие баллы по шкале истинности также могут свидетельствовать о демонстративности испытуемого, склонности его к «правильным» ответам. Поэтому при наличии 4 баллов по этой шкале к демонстративности добавляется один балл, при наличии 7 – 2 балла. Если демонстративный тип даже с добавленными баллами не диагностирован – ответы следует считать недостоверными.

Дальнейшая интерпретация результатов производится психологом. Он определяет преобладающий тип или их сочетание, исходя из возможных вариантов.

Рекомендовано сообщать каждому испытуемому его результат индивидуально. Удобно это делать с помощью специальных карточек, на которых указана результирующая акцентуация и её основные характеристики. Индивидуальные беседы обычно проводятся с детьми, высказавшими заинтересованность в детальных результатах. В последующем возможно предоставление рекомендаций для педагогов, родителей или администрации школы.

Истероидный тип

Истероиды отличаются высокой потребностью во внимании к себе, эгоцентризмом. Демонстративны, артистичны

Не любят, когда в их присутствии уделяют внимание кому-то другому или хвалят окружающих. Имеется высокая потребность в восхищении со стороны окружающих

Подростки истероидного типа стремятся занять исключительное положение среди ровесников, обращать на себя внимание, влиять на окружающих. Зачастую становятся инициаторами различных мероприятий. При этом истероиды неспособны организовать окружающих, не могут стать неформальным лидером, заслужить авторитет у сверстников.

Тревожный тип.

 Люди неуверенные в себе, очень робки и замкнуты. Редко являются инициаторами конфликта, ведут себя как «мышка».  Таким людям необходима поддержка и опора.  Однако они очень дружелюбны, надежны  и не боятся критики. Представителям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, пугливость, неуверенность в себе, обидчивость. Дети тревожного типа часто боятся темноты, животных, страшатся оставаться одни. Сторонятся активных сверстников, испытывают чувство робости и застенчивости. У взрослых представителей данного типа выражено чувство долга и ответственности, высокие моральные и этические требования. Для них характерны робость, покорность, неумение отстоять свою позицию в споре.

Главной особенностью этого типа является повышенная тревожность по поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу и судьбу близких, при этом объективных причин для такого беспокойства, как правило, нет или они незначительны. Отличаются робостью, иногда покорностью. Постоянная настороженность перед обстоятельствами сочетается с неуверенностью в собственных силах.

Классификация акцентуаций характера

Акцентуации характера по Андрею Личко основаны на классификации личности по Леонгарду и психопатий по Ганнушкину. Рассматриваемая классификация представлена следующими типами:

  • циклоидный;
  • гипертимный;
  • лабильный;
  • сенситивный (чувствительный);
  • астеноневротический;
  • шизоидный (интровертивный);
  • эпилептоидный (инертно-импульсивный);
  • неустойчивый;
  • конформный;
  • истероидный (демонстративный);
  • психастенический (тревожно-мнительный).

Существует также и смешанный тип, сочетающий в себе черты разных других типов акцентуаций.

При гипертимном типе человек склонен к хорошему настроению, иногда он вспыльчив или раздражителен, отличается повышенной активностью, энергичностью и высокой работоспособностью, имеет хорошее здоровье.

Сенситивный тип акцентуации – это высокий уровень ответственности и чувствительности, самооценка нестабильна, человек робкий, пугливый и впечатлительный.

При циклоидном типе характера наблюдается частая смена настроений, депрессия и раздражение могут резко смениться спокойствием и приподнятым настроением.

Повышенная, даже тревожная мнительность характерна для людей с психастеническим типом характера, он педантичен, рассудителен и нерешительный.

Лабильный тип отличается повышенным изменением настроения человека даже по незначительным причинам, он имеет повышенную аффективность, нуждается в эмпатии и общении, инфантилен и хрупок в плане эмоций.

Человек, относящийся к астеноневротическому типу, нередко раздражителен, капризен, быстро утомляется, имеет низкую концентрацию внимания, зачастую мнителен, имеет высокий уровень притязания и физически слаб.

Люди с шизоидным типом личности редко проявляют эмпатию и эмоции, они замкнуты и интровертированы.

Люди конформного типа способны хорошо приспосабливаться к нормам поведения, характерным для той или иной социальной группы, они консервативны, шаблонны и банальны в рассуждениях.

Представители истероидного типа отличаются повышенной эмоциональностью, требуют к себе максимум внимания и имеют нестабильную самооценку. А те, кто относится к неустойчивому типу, имеют слабую волю и не могут дать отпор негативным воздействиям извне.

При эпилептоидном типе сочетаются импульсивные и инертные проявления, такие как подозрительность, раздражительность, враждебность, конфликтность, кропотливость, целеустремленность и аккуратность.

Несмотря на то что Андрей Личко разрабатывал свои акцентуации характера исходя из поведения подростков, его классификацию часто используют для определения типов характера у взрослых.

Психологам очень часто гораздо легче общаться с пациентами, зная их ключевые черты характера. Подобные классификации помогают определить ключевые модели поведения человека и понять его лучше.

Теоретическая база опросника

Согласно концепции об акцентуациях, в структуре личности можно выделить основные и дополнительные черты характера. Основные, или базовые, черты личности формируют рисунок личности, определяют состояние психики субъекта, физическое здоровье, личностное развитие, возможности адаптации к среде.

В случае яркой выраженности базовых черт они начинают играть определяющую роль в реагировании личности на различные ситуации, общении её с окружающими. Такие ярко выраженные черты характера называются акцентуациями.

Акцентуации нельзя рассматривать как патологическое состояние. В зависимости от условий формирования характера и текущей социальной среды акцентуации могут нести как положительный социальный заряд, так и оказывать деструктивное влияние на личность. В благоприятных условиях акцентуированные личности хорошо адаптированы и легко справляются с повседневными трудностями, зачастую даже легче, чем люди без выраженных особенностей характера. Сложности социальной адаптации возникают в случае невозможности реализации акцентуированных черт характера. Их подавление приводит к глубинным психологическим конфликтам, дезадаптации и патологическому изменению личности.

Психопатии (расстройства личности) при этом остаются в классификации болезней. Акцентуации же считаются неким промежуточным состоянием между нормой и болезнью.

Шизоидный тип

Шизоидный тип – характерные черты:

  • Снижена потребность в общении;
  • Замкнутость (вплоть до аутичности);
  • Нуждаются в периодическом отдыхе и чередовании видов деятельности.
  • Трудность установления неформальных межличностных эмоциональных контактов;
  • Холодность, низкая эмпатийность (неспособность понимать чужие переживания, желания, догадываться о том, что было не сказано вслух);
  • Слабый эмоциональный резонанс с окружающими людьми;
  • Недостаток интуиции;
  • Присущи сила постоянства и необычность устремлений;
  • Объясняют мир сложными

«Слабые места», сложности:

  1. Необходимость устанавливать неформальные контакты даже с близкими людьми;
  2. Групповая и коллективная деятельность;
  3. Вторжение в личную жизнь.

Описание методики проведения теста

Вопросник представляет собой портативный тест для применения в диагностировании отдельных членов коллектива. Тест состоит из 143 строк утверждений, представляющих диагностическую шкалу в количестве 10 штук и одну шкалу для контроля. Шкала содержит 13 утверждающих выражений, которые расположены в определенном порядке.

Каждому члену в испытуемой группе предлагается два листа, на одном располагаются вопросы в виде утверждений, второй предназначается для ответов. Прочитав строку утверждения, каждый решает, согласен он с ним или нет. Если утверждение характерно для человека, то следует обвести номер, присвоенный вопросу или отметить другим способом на ответном листе. Несогласие с утверждением обозначает, что на листке ответов такой номер не отмечается, а просто пропускается.

Ответы следует давать точно и правдиво, стараясь не обманываться. Это даст возможность четко определить характер и выявить присущие ему акцентуации. После заполнения листка считают сумму набранных баллов по каждой строчке и проставляют показатели в конце строк.

Особенности работы с вопросником

Школьные работники в области психологии редко применяют полную версию опросника А.Е. Личко (351 строка), так как он достаточно сложный и требует немало времени для проверки одного учащегося, а для группового тестирования использование опросника проблематично. Исходя из этого, применяется портативная версия, о которой сейчас идет речь.

Модифицирована версия составляется из диагностических вопросов, при обработке сохраняется стандартная типология, характерная для школьной среды. При этом методика вопросника становится наиболее удобной и приближена к способу выявления акцентуации характера по пути К. Леонгарда.

Удобным считается применение только утверждающих ответов, тогда как в полной версии требуется употребление отрицательных ответов, что значительно затрудняет обработку результатов. Измененная версия упрощается настолько, что школьники старших классов могут, следуя инструкции произвести подсчет и выявить граничные результаты. Помощь психолога заключается в расшифровке показателей и разъяснении полученных показателей.

Нужно сказать о затруднительной диагностике неврологического, астеничного, циклоидного и сенситивного характера, так как по результатам серии проведенных проверок было выяснено, что такие личности маскируются под другой тип акцентуированных натур, например, лабильный. Надежность определения акцентуации характера проверялась через две недели после предыдущего тестирования, и результаты оказались верными на 94%.

Изменение акцентуаций характера

Такая трансформация является характерной в динамике акцентуированных черт. Суть изменения обычно заключается в том, что к ярким чертам присоединяются близкие по совместимости типы, иногда присоединившиеся черты затмевают доминирующие и выходят на первый план. Наблюдаются случаи, когда в характере человека смешанно много похожих черт, при этом в некоторых ситуациях наиболее сильно развитые достигают пика и затмевают все остальные.

Изменение яркости черт и замещение одних другими происходит по принятым закономерностям, когда во взаимодействие вступают только совместимые типы. Трансформация может возникать под воздействием биологических или социально-психологических причин.

Основные формы изменений

Трансформации акцентуаций можно разделить на две основные группы:

  • транзитные преходящие перемены с аффективными реакциями;
  • относительно стационарные изменения.

Первая группа трансформаций

Первая группа собирает в себе острые реакции, по сути, представляет собой психопатические реформации:

  • интрапунитивные проявляются в нанесении своему телу повреждений, попытке самоубийства, неприятных и безрассудных действиях, ломке вещей;
  • экстрапунитивные выдают агрессивное поведение, нападение на противника, отмщение злобой невиновным лицам;
  • иммунитивные являют собой отход от конфликта путем бегства из ситуации, что не является разрешением аффективной проблемы;
  • демонстративные проявления возникают, если конфликт выливается в бурные сцены из разряда театральных ролей, изображение сведения счета с жизнью.

Вторая группа изменений

Изменения устойчивого характера также подлежат подразделению. Наблюдается переход яркой черты характера в скрытую форму, это может случиться в связи со взрослением и получением достаточного количества жизненного опыта в таком случае происходит сглаживание угловатых личностных качеств.

Скрытая акцентуация обозначает переход от острой фазы к обычному, ничем не выделяющемуся варианту, когда все черты характера одинаково слабо выражены. О таком типе трудно составить мнение даже при длительном общении. Но спящие и сглаженные черты могут неожиданно проявиться под воздействием неординарных обстоятельств.

Интересным является проявление явного изменения акцентуации, когда черты в результате теста набирают показатели, довлеющие к крайним нормам, но критерии не являются препятствием на пути адаптации и личностного общения. С возрастом такие черты могут остаться в диапазоне проявленной интенсивности или сглаживание переведет их в разряд скрытых.

  • Нужно сказать о формировании психопатического пути развития акцентуаций на уровне психопатической патологии. Для этого требуется сочетание нескольких влияний:
  • у человека должна быть проявлена одна из акцентуаций;
  • патологические условия окружающей действительности должны быть такими, что по типу соответствуют наименьшему сопротивлению этой яркой черты;
  • действие факторов должно быть длительным;
  • трансформация должна проходить в наиболее подходящем для развития акцентуации возрасте.

Тест А. Е. Личко является эффективным способом выявить акцентуации характера и определяет наиболее вероятнее пути развития личности.

Пограничный вариант между нормой и расстройством

Психика в нормальном состоянии не имеет выраженных черт. Появление акцентуации может перейти в патологию, поскольку процесс развития у них одинаков. Разница между пограничной нормой и отклонением — степень выраженности. Чтобы правильно классифицировать форму акцентуации, следует учитывать основные элементы психики конкретного человека.

Отличие патологии от акцентуации: комплекс характеристик личности, проявляющихся одновременно. К ним относятся:

  1. Специфическая реакция на психогенные воздействия. Расстройство вынуждает больного реагировать на любое внешнее воздействие, не различая источники раздражителя.
  2. Для акцентуации типично эпизодическое проявление. Особенно сильно она активизируется в подростковом возрасте. Отклонение, как правило, проявляется еще в дошкольном возрасте.
  3. Отдельные черты характера не приводят к социальной дезадаптации, а расстройство может стать непреодолимым препятствием.

Различая акцентуации и патологии, большинство психологов ориентируются на степень влияния черты характера на жизнь человека. Чем сильнее разрушительное воздействие, тем ближе находятся черты к патологическому проявлению.

Лечение назначается в ситуации, когда акцентуация подчиняет себе личность, лишая возможности адекватно оценивать свои поступки и вести себя агрессивно.

Типы акцентуаций по классификации А. Е. Личко

Характеры людей в зависимости от сочетаний определенных личностных показателей, подразделяются на такие типы:

  • лабильный, характеризующийся резкой переменой настроя и поведения в зависимости от внешних обстоятельств;
  • циклоидный, с набором черт со склонностью к некоторым сменам поведения в определенный период;
  • астенический, с нерешительным, склонным к тревожности характером, подверженный быстрому утомлению, депрессивным состояниям, раздражительности;
  • боязливый тип предполагает робкое и стеснительное общение в крайней необходимости, впечатлительность от контактов с другими, ощущение собственной неполноценности;
  • психастенические личности проявляют излишнюю мнительность, тревожность, сомнительность, склонны к самокопанию, предпочитающие традиционные действия;
  • шизоидный индивидуум отгораживается от общества, адаптация в социуме затруднена из-за замкнутости, эмоциональной бедности, равнодушия к чужим страданиям, незрелой интуиции;
  • застревающий тип параноидальной направленности обладает повышенной раздражительностью, честолюбием, неадекватной обидчивостью, постоянной подозрительностью;
  • эпилептоидные характеры проявляют тоскливое и злобное настроение, импульсивное поведение, неконтролируемые вспышки гнева, жестокости, заторможенность мышления, педантичность, медленное произнесение речи;
  • истероидный демонстративный тип проявляется в тяготении к лживым речам, притворству, актерскому привлечению внимания, авантюрному решению вопросов, отсутствию совестливости, тщеславию;
  • гипертимный тип отличается веселым нравом, словоохотливостью, активной деятельностью, распылением внимания на различные интересы, не доводя их до конца;
  • дистимный тип постоянно понурый с пониженной активностью, непомерной серьезностью, в печали и депрессии;
  • неустойчивый тип экстравертного поведения, поддающийся влиянию других, любящий новые впечатления, события, компанейский, с умением легко контактировать с новыми людьми;
  • конформный склонен к подчинению и допускающий собственную зависимость от чужого мнения, не умеющий самокритично воспринимать недостатки, консерватор, негативно относится ко всему новому.

Диагностика акцентуаций характера и психопатий

сокращенный вариант 71Характеристики базисных шкал в тесте MMPI следующие:

  • первая шкала (шкала ипохондрии) измеряет черты астено-невротического типа личности;
  • вторая шкала (шкала депрессии) указывает на гипотимический тип личности;
  • третья шкала (шкала истерии) разработана для выявления лиц, склонных к невротическим реакциям конверсионного (истероидного) типа;
  • четвертая шкала (шкала психопатии) — диагностирует социопатический тип личности;
  • пятая шкала – не используется для диагностики типа личности, а применяется для определения мужских или женских черт личности (навязывается обществом);
  • шестая шкала (шкала параноидности) характеризует обидчивость и диагностирует параноидный тип;
  • седьмая шкала (тревоги и психастении) предназначена для диагностики тревожно-мнительного типа личности;
  • восьмая шкала (шкала шизофрении и аутизма) определяет степень эмоциональной отчужденности, указывает на шизоидный тип и аутистический спектр;
  • девятая шкала (шкала гипомании) указывает на гипертимный тип личности.

верноневернопсихолог, психотерапевт

Сенситивный тип

Сенситивный тип – характеризуется повышенной чувствительностью и впечатлительностью.

  • Чувство собственной неполноценности, особенно в морально-этической и волевой сферах (на фоне повышенной чувствительности и впечатлительности);
  • Робость и застенчивость среди незнакомых и малознакомых людей; при этом с хорошо знакомыми людьми – разговорчивы и общительны.
  • Часто предпочитают общаться с младшими по возрасту и статусу людьми;
  • Склонны к перфекционизму, завышенным требованиям к себе (вплоть до самобичевания);
  • Мнительны;
  • Обладают высоким чувством ответственности;
  • Склонны к гиперкомпенсации –  пытаются достичь успеха именно в том, в чем чувствуют свою неполноценность;

«Слабые места», сложности:

  1. Угроза репутации;
  2. Критика \ насмешки окружающих;
  3. Несправедливые подозрения и обвинения (комплекс вины);
  4. Открытое соперничество;
  5. Публичные выступления (ответы у доски);
  6. Испытывают отвращение ко лжи и маскировке.

В чем отличие акцентуации от психопатии

Большинство людей путает акцентуализацию характера с психопатией из-за схожих свойств. Главная схожесть – в нестабильности поведения. В то же время у них есть четкое разделение

Это важно знать для правильного общения с акцентуированными личностями

Правильно общаться с акцентуантами поможет знание особенностей их характера

Особенности личностей:

  • У психопатов сложности с адаптацией в обществе, акцентуанты прекрасно социализируются, добиваясь успехов в работе, имеют семью, друзей.
  • Яркая выраженность психопатических черт при акцентуации проявляется только в сложных обстоятельствах, в психопатии они стабильны.
  • Отличительная черта психопатов – неспособность к сопереживанию, оправдание своего неадекватного поведения вместе с требованием уважения к себе.
  • Выстроить гармоничные взаимоотношения с психопатической личностью сложно, с акцентуантом хорошие отношения вполне возможны.

Важно! В психологии психопатию считают врожденной, реже приобретенной из-за психотравмы или пробелов в воспитании, в отличие от акцентуации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector