Афазия
Содержание:
- Симптомы и основные виды афазии
- Классификация афазий
- Этиология
- Афазия
- Диагностика
- Симптомы нарушения звуковосприятия
- Литература
- Причины заболевания
- Симптомы и признаки
- Профилактика нарушения и прогноз на выздоровление
- Причины афферентной моторной афазии
- Классификация и симптомы афазии
- Классификация
- Проявления расстройства
Симптомы и основные виды афазии
Обычно афазию легко обнаружить – нарушения речи обычно хорошо видны для окружающих, а часто и для самого пациента.
В процессе возникновения проблемы может быть значительная трудность в формировании даже простейших предложений проблем с называнием определенных предметов – может показаться, что пациент не помнит, как данный предмет называется, используя странные слова в разговоре или составляя предложения, которые полностью лишены смысла произнесения только отдельных, совершенно непонятных слов.
Однако здесь следует подчеркнуть, что даже если пациент произносит только обрывки слов, на самом деле у него обычно в голове есть то, что он хотел бы сказать в данный момент – афазия возникает не из-за проблем с памятью или интеллектуальных недостатков, а после просто расстройство самой речи.
Здесь также следует добавить, что афазия может протекать по-разному – по этой причине существуют разные ее типы, в том числе:
- моторная афазия: состоит в том, что пациент теряет способность говорить – он хотел бы что-то сказать, но он не может сделать;
- сенсорная афазия: проблема в том, что пациент может говорить сам, хотя он не может понять, что говорят другие люди;
- смешанная афазия: в ее ходе у пациента возникают трудности как с речью, так и с пониманием предложений, которые он слышит;
- агностическая афазия (или номинальная): она характеризуется тем, что пациенту трудно подбирать правильные слова во время разговора, кроме того, у него возникают трудности с называнием различных предметов.
Полезно прочитать: Причины и методы коррекции акустико мнестической афазии
Классификация афазий
Существуют различные классификации афазий (Вернике-Лихтгейма; Лурии). В России наибольшее распространение получила классификация А. Р. Лурии.
- Типы афазий
- Афазия Брока, или эфферентная моторная афазия (efferentis — выносящий; эфференты — конечная часть рефлекторной дуги) впервые описана Полем Брока в 1861 году. Она возникает при поражении нижних отделов премоторной коры левого полушария мозга (двигательный речевой центр (центр Брока)). Она вызывает распад грамматики высказывания (телеграфный стиль высказываний) и трудность переключения с одного слова (или слога) на другое вследствие инертности речевых стереотипов. Наблюдаются литеральные парафазии (замещения одних звуков другими), грубые нарушения чтения и письма.
- Динамическая афазия проявляется в невозможности построения внутренней программы высказывания и её реализации. А. Р. Лурия полагал, что в основе этой формы афазии лежит распад внутренней речи. Эта форма возникает вследствие поражения префронтальной области левого полушария (у правшей).
- Афферентная моторная афазия (от afferentis — привносящий; афференты — нервные окончания) . Возникает при поражении задне-центральной и теменной областей коры. Для таких больных характерно нарушение звена выбора звука. Первичный дефект заключается в неразличении близких по артикуляции звуков. Они смешивают артикулемы внутри группы (халат-хадат, слон-снол). Нарушаются кинестетические ощущения от органов артикуляции. Ведущий дефект — невозможность найти точные артикуляционные позы и уклады для произнесения слова.
- Афазия Вернике, или сенсорная афазия. В её основе лежит нарушение фонематического слуха, различение звукового состава слов. При акустико-гностической афазии наблюдается утрата способности понимания звуковой стороны речи.
-
Амнестическая афазия проявляется при поражении теменно-височной области. Дефект заключается в трудности называния предметов, хотя больной знает их значение и употребление. Например, при показе пациенту ключа, он не может его назвать, но отвечает, что это то, чем открывают и закрывают замок, либо делает ключом вращательные движения. Наблюдаются вербальные парафазии, амнестические западения. Некоторые исследователи[кто?] считают различение этих трёх форм афазии сугубо теоретическим.
- Акустико-мнестическая афазия — в основе лежит нарушение объёма удержания слухоречевой информации, сужение объема и тормозимость слухоречевой памяти. В основе оптико-мнестической афазии лежит нарушение зрительной памяти, слабость зрительных образов слов, она проявляется в трудности называния слов. Эта форма афазии и афазия Вернике могут рассматриваться в рамках амнестической афазии, картина которой схожа с проявлениями этих форм.
- Оптико-мнестическая афазия
- Номинальная афазия, близкая к вышеописанной амнестической, проявляется в затруднении называния предметов и является одним из симптомов болезни Альцгеймера.
- В основе семантической афазии лежат дефекты симультанного анализа и синтеза речи (одновременного схватывания информации). Ведущим дефектом для этой формы является нарушение понимания сложных логико-грамматических конструкций, описывающих пространственные и квазипространственные отношения.
В рамках упрощённой классификации можно выделить «моторную афазию» — когда пациент не может говорить, хотя понимает устную речь, и «сенсорную афазию», когда он не понимает речь, хотя может произносить слова и фразы.
В целом речь афазиков характеризуется бедностью лексики, они редко употребляют прилагательные, наречия, описательные обороты, почти не используют и не понимают пословицы, поговорки.
Афазии изучаются в рамках логопедии, нейропсихологии и психолингвистики (нейролингвистики).
Этиология
Расстройства речи могут встречаться при различных церебральных патологиях. В качестве основных причин выступают:
- Острые цереброваскулярные заболевания;
- Травмы головы;
- Нейроинфекции;
- Токсическое влияние на ЦНС;
- Нейродегенеративные болезни;
- Церебральные новообразования.
Чаще всего наблюдается афазия после инсульта в системе arteria cerebri media доминантного полушария.
Этиология церебральных поражений определяет различия в клинической картине фазисных расстройств. Примером могут служить существенные отличия проявлений афазии при инфаркте мозга и геморрагическом инсульте.
Афазии преимущественно отмечаются у взрослых. Диагноз «афазия» у детей правомочен, если уже была сформирована речевая деятельность. При задержке развития речевых центров диагностируется дислалия, полное отсутствие речи у ребенка в возрасте, когда она должна была сформироваться, называется алалией. Наиболее распространенной причиной алалии и дислалий служит перинатальная патология нервной системы. Чаще всего патология устной речи сопровождается расстройствами чтения (алексией), письма (аграфией) и счетных операций (акалькулией).
Афазия
Афазия (греч. aphasia утрата речи) — расстройство речи, при котором частично или полностью утрачивается возможность пользоваться словами для выражения мыслей и общения с окружающими при сохранности функций артикуляционного аппарата и слуха, достаточного для восприятия элементарных речевых звуков.
Термин «афазия» предложен Труссо (A. Trousseau) в 1864 г.
При афазия страдают высшие механизмы речевой функции, осуществляемые второй сигнальной системой, нарушаются анализ и синтез условных речевых рефлексов — слов, являющихся, по И. П. Павлову, сигналами сигналов.
При афазии выделяются два основных вида речевых нарушений — сенсорная, рецептивная, импрессивная афазия (непонимание речи окружающих) и моторная, экспрессивная афазия (нарушение устной речи). Афатические расстройства наблюдаются при поражении преобладающего, доминантного полушария головного мозга в отношении речевой функции.
Афазии необходимо отличать от речевых расстройств с сохранением словесной сигнализации, зависящих от нарушений механизмов речи более низкого уровня.
От моторной афазии нужно отличать анартрию, дизартрию — утрату, расстройство устной речи вследствие центрального или периферического паралича, пареза голосовых и артикуляционных мышц. При анартрии, дизартрии больной не может говорить или же произносимые им звуки речи нечеткие, смазанные, хотя общая схема произносимого слова сохранена, тогда как у больного моторной афазией сохранен артикуляционный аппарат, он мог бы говорить, но «не умеет», не может найти нужную артикуляцию. По образному выражению Брока (Р. Вгоса), у больного потеряна память приемов произношения; слова, которые имеются в его распоряжении, он произносит ясно.
От сенсорной афазии следует отличать нарушения речи при глухоте или тугоухости на оба уха; больной не понимает речь окружающих потому, что не слышит, тогда как больной афазией, обладая достаточной остротой слуха, не понимает значения слышимых слов.
Этиология, классификация и патофизиология афазий. Афазия наблюдается при заболеваниях головного мозга разной этиологии: сосудистых, воспалительных, опухолевых, травматических поражениях, атрофических процессах в головном мозге — болезнях Пика, Альцгеймера и других. Могут возникать кратковременные афатические приступы при сосудистых церебральных кризах, мигрени, эпилептическом припадке (аура). Её изучают исследователи разных специальностей — невропатологи, физиологи, психологи, нейрохирурги, логопеды и другие, однако в сложной проблеме афазии остаётся ещё ряд невыясненных, спорных вопросов.
Первые описания афазических расстройств появились в середине 17в., но, в сущности, история и классический этап изучения афазии начинаются со времени опубликования в 1861 г. парижским хирургом и анатомом Брока его знаменитого труда. На основании данных клинико-анатомического сопоставления он показал, что при моторной афазии поражается нижняя (третья) лобная извилина левого полушария кпереди от корковых центров движений губ, языка и гортани. Этот участок мозга, по мнению Брока, является моторным центром речи, хранилищем двигательных образов слов, при выпадении которых нарушается устная речь. В 1874 г. появилась работа Вернике (К. Wernicke), в которой было показано, что при сенсорной афазии поражается задняя треть верхней височной извилины левого полушария. Вернике считал, что им был открыт слуховой центр речи (хранилище слуховых образов слов), имеющий основное значение в речевой деятельности. Затем появились сообщения об открытии других речевых центров с более ограниченными функциями: центр чтения в угловой извилине, описанный Дежерином (J.Dejerine, 1914), и центр письма в средней лобной извилине левого полушария, описанный Экснером (S. Ехпег, 1881).
При поражении первого наблюдается изолированное нарушение чтения — алексия (словесная слепота), при поражении второго — аграфия (нарушение письма).
В 1884—1885 гг. Вернике и Лихт-гейм (L. Lichtheim) предложили классификацию афатических расстройств, которая в дальнейшем получила известность под названием «классическая классификация». В этой классификации было представлено семь форм афазии Две основные — корковая моторная и корковая сенсорная, которые наблюдаются при поражении центра Брока и центра Вернике.
Диагностика
Для постановки точного диагноза и определения корректного курса лечения может потребоваться консультация , и . В программу диагностики может входить следующее:
- объективный осмотр, сбор анамнеза и выяснения жалоб, времени начала клинической картины;
- неврологический осмотр больного;
- электроэнцефалография;
- КТ головного мозга;
- магниторезонансная томография.
Кроме этого, может проводиться психодиагностика, осмотр у логопеда для оценки речевой функции.
На основании полученных результатов обследований ставится окончательный диагноз и назначается корректный курс лечения.
Симптомы нарушения звуковосприятия
Внимательным родителям заметить нарушение восприятия или воспроизведения звуков у ребенка не составит труда. Это проявляется в искажении, замене или пропуске букв или звуков.
Когда у ребенка дислалия характеризуется пропуском определенных букв, то основным симптомом является их отсутствие в любой части слова.
Если происходит звукозамещение, то симптомом выступает изменение слышимого звука на воспроизводимый. Подобное нарушение происходит из-за того, что ребенок не дифференцирует фонемы по артикуляторным и акустическим аспектам. При подобном отклонении пациент заменяет звуки в произвольном порядке, вне зависимости от того, как они были образованы в исходном слове, без классификации их на твердые, мягкие, звонкие и шипящие.
При смешении звуков ребенок время от времени произносит звук правильно или неправильно, что говорит о незавершенности процесса усвоения фонем.
Если ребенок страдает от дислалии, характеризующейся искажением звуков, то заметить это можно при общении с ним. Такие пациенты употребляют в своей речи звуки или буквы, которые отсутствуют в исходном слове изначально. Чаще всего подобный дефект встречается у пациентов с механической дислалией.
Если у ребенка функциональная дислалия, то в его устной речи можно заметить нарушение воспроизведения одного, максимум пары звуков. При механическом нарушении пациент затрудняется в определении группы схожих между собой звуков. В случае недоразвития нижней челюсти пациент будет произносить звуки путем переднеязычной артикуляции, что обусловлено отсутствием возможности задерживать язык в области фронтальных зубов.
Дислалия относится к нарушениям речи, которые склонны к восстановлению. Это связано с взрослением ребенка
Если в этот период родители обратят внимание на то, что их дитя страдает от нарушения, и обратятся за квалифицированной помощью, то шансы на выздоровление высоки. Однако даже те дети, которые не проходили коррекцию речи, при дислалии имеют богатый словарный запас, в зависимости о формы нарушения могут правильно писать слова и склонять их, разбивать по слогам и развивать правильную связную речь
Также логопеды выделяют физиологическую дислалию, о которой было рассказано ранее. Подобное нарушение самостоятельно проходит у детей к пяти годам и обусловлено формированием важнейших функций организма: слуха и речи.
Литература
- Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. (любое издание): Часть 2: Главы II,III, IV; Часть 3: Глава V.
- Морозов Г. В., Ромасенко В. А. Нервные и психические болезни. — М.: Медицина, 1987. — 336 с.
- Цветкова Л. С. Афазия и восстановительное обучение.- М.: МПСИ; Воронеж: Модэк, 2001. — 256 с.
- Цветкова Л. С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение. — М., 2000.;
- Рябова Т. В. Механизм порождения речи по данным афазиологии
- Критчли М. Афазиология. М.: Медицина, 1974.;
- Смирнов Б. Л. К вопросу об афазии у полиглотов.
- Фёдорова Елена Анатольевна. Афазия — не приговор.- Нижний Новгород: Дрофа, 2005. — 128 с.
Причины заболевания
Афазия развивается у людей, когда они испытывают некоторые повреждения структур, принадлежащих центральной нервной системе.
Здесь, однако, необходимо подчеркнуть ключевой аспект – источником этой проблемы являются именно дефекты самого мозга, у людей с афазией, речевого двигательного аппарата, т.е. язык и элементы гортани полностью функциональны.
В прошлом считалось, что афазия может быть вызвана только повреждением определенных областей мозга. Я говорю о так называемых речевые центры, которыми являются:
- Центр Брока (так называемый речевой моторный центр, он расположен в лобной доле мозга);
- Центр Вернике (или речевой сенсорный центр, он расположен в височной доле мозга).
Действительно, именно прямое повреждение речевых центров в наибольшей степени может вызвать афазию, но на практике оказывается, что также повреждение, например, нервных волокон, соединяющих эти центры с другими областями мозга, также может привести к нарушениям речи.
Заболеванием, которое чаще всего вызывает афазию, является инсульт – по оценкам, до 40% всех пациентов, у которых он развивается, в конечном итоге имеют нарушение речи.
Однако афазия может возникнуть в результате других заболеваний, таких как:
- нейроинфекция при травмах головы (например, герпетический энцефалит);
- нейродегенеративные заболевания (например, болезнь Альцгеймера);
- опухоли головного мозга, атеросклероз артерий, кровоснабжающих мозг.
Вышеуказанные – самые частые причины афазии.
Эта проблема, хотя и гораздо реже, также может быть результатом эпилепсии (тогда афазия обычно носит временный характер и длится непродолжительное время), также были сообщения об афазии как побочном эффекте использования обезболивающих, содержащих фентанил.
Если более кратко, то афазия возникает из-за:
- опухоли мозга;
- инфекции;
- слабоумия или другого неврологического расстройства;
- дегенеративного заболевания;
- травмы головы.
По данным исследованиям возникает риск развития этого нарушения у людей, которые перенесли инсульт (25-40%).
Приступы головной боли (мигрени) провоцируют появление временной афазии. Временная форма заболевания может проявиться из-за транзиторной ишемической атаки (ТИА), которая временно прерывает приток крови к мозгу. ТИА еще называют инсультом.
Последствия транзиторной ишемической атаки включают в себя:
- слабость;
- онемение некоторых частей тела;
- проблемы с речью;
- сложности с пониманием речи.
Транзиторная ишемическая атака отличается от инсульта, потому что его последствия являются временными.
Симптомы и признаки
В случаях, когда афазия была вызвана внезапной травмой головного мозга, такой как инсульт или тяжелый ушиб головы, симптомы обычно развиваются сразу после травмы.
В случаях, когда происходит постепенное повреждение головного мозга в результате состояния, ухудшающегося со временем, такого как деменция или опухоль головного мозга, симптомы могут развиваться постепенно.
Симптомы афазии Брока
У больных с афазией Брока обычно наблюдаются следующие признаки и симптомы:
- медленная и прерывистая речь;
- они могут изо всех сил пытаться произнести определенные слова, такие как названия объектов, мест или людей;
- содержание их речи обычно сводится к основным элементам и содержит только некоторые основные существительные и глаголы, например, «хочу выпить» или «иди в город сегодня»;
- в серьезных случаях у них может не быть пригодного для использования языка.
Человек с афазией Брока может в некоторой степени понимать разговорный язык, но с трудом понимает грамматику. Например, люди могут быть не в состоянии определить разницу в значении между словами «Маша ударила непослушного мальчика» и «Непослушный мальчик ударил Машу».
На способность читать это обычно также влияет. Например, они могут назначать разные значения написанным словам, например, читать «время», когда слово на самом деле «часы». Они также могут потерять способность произносить написанные слова в своей голове.
Дополнительные симптомы, не связанные напрямую с речью и языком, но могут возникать у людей с афазией Брока, включают:
- неспособность контролировать лицевые мышцы и одну или обе конечности;
- слабость конечности по одной стороне тела (почти всегда на правой стороне).
Симптомы афазии Вернике
Человек с афазией Вернике, как правило, имеет следующие признаки и симптомы:
- Они могут говорить свободно, используя длинные предложения, но их речь содержит недостаток смысла и может содержать неуместные или бессмысленные слова.
- Люди с афазией Вернике могут не знать о своих языковых проблемах, особенно вскоре после инсульта, и могут расстраиваться из-за того, что другие люди не могут их понять. Тем не менее, они могут понять свои проблемы, если представят доказательства, такие как видео или аудиозапись разговора.
- Они могут испытывать затруднения в понимании или быть не в состоянии понять разговорный язык.
- У некоторых людей также есть подобные трудности с чтением письменного языка.
- На их способность писать влияет то же самое, что и на их способность говорить, поскольку они могут писать свободно, но то, что они пишут, имеет мало смысла или не имеет никакого смысла.
Дополнительные симптомы могут включать:
- некоторая потеря зрения;
- трудности с арифметикой, например, сложение, вычитание, умножение или деление чисел — симптом, называемый «Дискалькулия» врачами;
- трудности с пространственной ориентацией, т. е. способность точно судить о том, где вы находитесь по отношению к другим физическим объектам;
- потеря контроля конечностей.
Симптомы глобальной афазии
Люди с глобальной афазией обычно имеют большее повреждение головного мозга, поэтому у них часто бывают симптомы как афазии Брока, так и Вернике. Это может вызвать проблемы со всеми аспектами общения, включая:
- разговором;
- пониманием речи других людей;
- названием объектов, людей и мест;
- повторением чужой речи;
- чтением и письмом.
Дополнительные симптомы могут включать:
- паралич правой части тела;
- некоторая потеря зрения в правом поле зрения обоих глаз;
- потеря контроля над своими конечностями;
- проблемы с произнесением определенных звуков и слов, что связано с трудностями контроля над ртом, языком и гортанью.
Профилактика нарушения и прогноз на выздоровление
Определить точные сроки выздоровления не может ни один специалист — в силу того, что это зависит от продолжительности, распространенности и локализации процесса в головном мозге, а также своевременно начатой терапии. В зависимости от состояния пациента определяется динамика выздоровления.
В 90% случаев при поддержке команды специалистов пациентам удается вернуть функцию речи в полном объеме. Лечение лучше проходит у пациентов молодого и среднего возраста, но при этом, если патология развилась в раннем детстве, то существует вероятность, появления на ее фоне тяжелых последствий в будущем.
Чем продолжительнее коррекция афазии, тем выше шанс на выздоровление.
Причины афферентной моторной афазии
Причинами формирования моторной афферентной афазии является ряд заболеваний, приводящих к органическому поражению коры больших полушарий, в том числе и зоны Брока, а также премоторной коры. Чаще всего к афферентной афазии приводят заболевания с обширным поражением структур головного мозга, например:
- Острое нарушение мозгового кровообращения или инсульт. Причём инсульт носит геморрагический характер, при котором происходит массивное кровоизлияние в структуры головного мозга. Пропитывание кровью и сдавление задних областей лобной зоны приводит к поражению центра Брока и развитию афферентной моторной афазии;
- Инфекционно-воспалительные заболевания головного мозга. Чаще всего к ним относятся энцефалит или лейкоэнцефалит. Воспалительные заболевания приводят к размягчению тканей головного мозга и формированию полостей абсцессов;
- Черепно-мозговые травмы, в особенности с выраженным ушибом головного мозга и субарахноидальным кровоизлиянием. Ушиб головного мозга и отёк приводят к сдавлению структур головного мозга, при этом может повредиться и центр Брока;
- Развитие опухолевого процесса, локализованного в лобных или височных долях на стороне доминантного полушария;
- Эпилепсия, при наличии эпилептогенного очага в непосредственной анатомической близости от речевого центра головного мозга;
- Токсическое повреждение структур головного мозга, например, тяжёлыми металлами или другими ядами.
Также способствующим к развитию афферентной моторной афазии можно отнести ряд хронических заболеваний:
Классификация и симптомы афазии
Существуют различные классификации форм афазии.
В классификации А.Р. Лурии выделяются следующие формы афазии:
- афферентная моторная афазия – связана с поражением нижних теменных отделов, задних отделов двигательного анализатора;
- эфферентная моторная афазия – связана с поражением заднелобных участков коры — зоны Брока);
- динамическая афазия – связана с поражением отделов мозга, которые располагаются спереди от зоны Брока и речевой зоны Пенфилда;
- сенсорная афазия — связана с поражением зоны Вернике верхней височной извилины;
- семантическая афазия связана с поражением теменно-височно-затылочной зоны мозга;
- акустико-гностическая сенсорная афазия связана с поражением средней височной извилины.
Самым тяжелым речевым расстройством является афферентнаямоторная афазия. Больной афазией данной формы не может по заданию совершать движения губами, языком, другими артикуляционными органами (оральная апраксия). Но непроизвольно эти движения могут выполняться. Оральная апраксия составляет основу артикуляционной апраксии, которая непосредственно связана с произношением звуков.
Артикуляционная апраксия проявляется:
- отсутствием артикулирования речи;
- искажением воспроизведения артикуляционных поз;
- поисками артикуляции.
Также при данной форме афазии нарушены и другие стороны речевой функции.
Эфферентная моторная афазияпроявляется разорванной речью, которая сочетается с застреванием на фрагментах высказывания. Данные недостатки произносительной стороны речи ведут к системным расстройствам письма, чтения, понимания речи (частично). Больные афазией в этом случае с легкостью произносят звуки, но затрудняются в произношении слов и предложений.
При динамической афазииречевой дефект проявляется в виде речевой инактивности и аспонтанности. Трудности в произношении не значимы. Речь больных афазией динамической формы бедна, с преобладанием односложных ответов, нарушается речевое программирование или наблюдаются расстройство грамматического структурирования.
Основным симптомом семантической афазии являетсяимрессивный аграмматизм – неспособность к пониманию сложных логико-грамматических речевых оборотов.
Сенсорная акустико-гностическая афазия выражается грубым расстройством фонематического слуха, то есть происходит нарушение понимания устной речи. На начальных этапах развития афазии больной воспринимает речь другого человека как некий поток звуков. При менее выраженном расстройстве или на более позднем этапе болезни присутствует частичное понимание речи, точное восприятие подменяется догадками. Для больного разные слова могут звучать одинаково, либо одно и то же слово он по-разному воспринимает. В результате происходит расстройство самоконтроля речи, возникает компенсаторное многословие. Наиболее сохранной речевой функцией остается чтение.
Сенсорная акустико-мнестическая афазия проявляется в сфере мнестической слуховой деятельности. У больного утрачивается способность к сохранению в памяти информации, воспринятой на слух. Также наблюдается уменьшение объема запоминания. Все это вызывает трудности в понимании развернутых текстов, в которых задействована слухоречевая память. Симптом афазии в собственной речи проявляется словарным дефицитом.
В классификации Вернике-Лихтгейма выделяются следующие формы афазий:
- корковая моторная афазия Брока (близка к моторной афазии Лурии);
- субкортикальная моторная афазия (близка к афферентной моторной афазии);
- транскортикальная моторная афазия (близка к динамической афазии);
- корковая сенсорная афазия Вернике (акустико-гностическая сенсорная);
- субкортикальная сенсорная афазия – характеризуется грубым нарушением узнавания звуков речи, полным непониманием речи при сохранненном слухе на неречевые раздражители.
- транскортикальная сенсорная афазия (акустико-мнестическая сенсорная афазия).
Состояние афазии, как правило, сопровождается нарушениями функций, связанных с речью – чтения, письма. При любой форме заболевания не наблюдается нарушения лишь звуков речи, либо только слов или фраз. Не встречаются также и изолированные нарушения лишь устной или письменной речи.
Данное расстройство функции речи является системным. Но при одной форме на первое место выходит нарушение звуков, а нарушения в словах, фразах, чтении, письме являются следствием первичного дефекта; а при другой — страдают слова, а другие расстройства уже вытекают из данного нарушения.
Классификация
Афазию классифицируют по нескольким критериям.
В зависимости от локализации поражения выделяют такие формы патологии:
- Афферентная моторная. Происходит поражение нижних отделов постцентральной коры головного мозга. При такой разновидности нарушения человек не может произнести ни слова, поскольку афферентная афазия вызывает разрыв связей между звуковыми выражениями и артикуляционным аппаратом. Вместе с тем больной может непроизвольно проговорить отдельные слова или звуки, но не способен сделать это по просьбе: он не имеет понятия, как нужно сомкнуть или разомкнуть губы и в какое положение поставить язык, чтобы произнести определенный звук.
- Эфферентная. Данная форма нарушения обусловлена патологическим процессом в нижних отделах премоторной области. Эта зона отвечает за программирование речи, то есть обуславливает перетекание одного звука или слога в другой, в результате чего образуются слова. Особенность эфферентной формы афазии заключается в том, что человек способен произносить отдельные звуки по собственному желанию либо по просьбе, но не может соединять звуки в слова, чтобы получилось полное слово.
- Акустико-гностическая или сенсорная. Отклонение связано с поражением верхней части височной области головного мозга. Эта область отвечает за восприятие и понимание человеком слуховой части речи. В результате больной полностью или частично утрачивает способность понимать и анализировать обращенную к нему речь. Вместе с тем у людей с сенсорной афазией не нарушается физический слух, они способны складывать слоги в слова и говорить, с легкостью произносят простые и знакомые слова, но не могут устно воспроизводить незнакомые и сложные. При акустико-гностической афазии у больного очень запутана речь, структура составленного предложения непонятна слушателю.
- Акустико-мнестическая. Нарушение речи обусловлено поражением средней височной извилины. Отклонение выражается в нарушении слухоречевой памяти. У больного замечают забывчивость: он может точно знать значение какого-либо предмета, но не может назвать его одним словом, при этом «перебирает» всего его характеристики. У больных с акустико-мнестической афазией нет понимания смысла антонимов и синонимов, они не понимают переносный смысл слов, у них наблюдается словарный дефицит, их речь спонтанна, эмоциональна, состоит преимущественно из глаголов. Нарушение памяти приводит к нарушениям письма, понимания читаемого текста.
- Семантическая. Нарушение развивается в случае поражения задневисочных и переднетеменных отделов коры головного мозга. Больной не может сопоставлять время и пространство. Он полноценно понимает речь, правильно разговаривает, но в речевых конструкциях при таком отклонении нарушаются логические связи. Также у больных с семантической афазией наблюдается непонимание переносного смысла слов, поговорок, пословиц.
- Динамическая. Эта форма афазии связана с поражением заднелобных отделов головного мозга. У больного нарушается коммуникативная функция речи: его речь скудная, спонтанная, нединамичная. В репликах больного отсутствуют предлоги, глаголы, сложные прилагательные. Слова и их грамматические формы слов не согласуются между собой.
С лингвистической точки зрения различают афазии следующих типов:
- Вербальный. В этом случае речь идет о нарушениях словообразования, наличии дефектов произношения, ограничении словарного запаса.
- Номинальный. Афазия такого типа делает невозможным восприятие речи и использование слов.
- Синтаксический. В данном случае пациент теряет связанность предложений и говорит в телеграфном стиле.
- Семантический. Пациент, страдающий таким типом афазии, имеет искаженное восприятие смысла высказывания сложной в грамматическом плане конструкции.
В зависимости от степени выраженности нарушения различают тотальную и частичную афазию. В первом случае наблюдается полное нарушение речи больного, во втором – частичное.
Тяжесть речевого расстройства напрямую зависит от месторасположения очага поражения и его размеров.
Проявления расстройства
У больного с любым видом афазии нарушается речь в целом. Человек, говоря, совершает смену местами слогов и отдельных звуков, характерны литеральные парафазии, персеверации, а также контаминации. Человек между словами и словосочетаниями начинает делать ненормально большие паузы. Наблюдается гипофония, то есть голос, по громкости схожий с шепотом. Ритмика и мелодика речи также нарушена при афазии. Если у человека развивается эфферентный моторный вид расстройства, отдельные звуки он произносит нормально.
Поскольку при рассматриваемом расстройстве нарушается чтение и письмо, наблюдают такие явления как дисграфия (крайней формой которой является аграфия) и дислексия (крайняя форма — алексия). При дисграфии человек на письме не выводит заглавные буквы, всё пишет срочными. Почерк такого человека сложно разбираем. Он допускает множество ошибок при письме. Детям с таким расстройством крайне тяжело даются диктанты.
При аграфии интеллект больного сохранен, но он не может писать. Следует дифференцировать причину с расстройства координации движений рук. При аграфии человек пропускает слова, не может объединить буквы и слоги между собой, грубо искажает слова при письме. Под дислексией подразумевают неспособность человека читать, при этом другие когнитивные способности больного находятся в норме.
При афферентной моторной афазии может быть 2 варианта развития. Первый: есть речевой эмбол, нет спонтанной речи или фиксируют артикуляционную апраксию. Второй: ситуативная речь в норме, но произвольная речь затрудняется или вовсе отсутствует. Вторичные процессы нарушения слуха типичны для афферентного подвида моторной афазии. Страдает и письмо.
Акустико-гностическая или сенсорная афазия характеризуется такими проявлениями:
- нормальный физический слух
- нарушение слухового восприятия словосочетаний и предложений
Симптомы афазии Вернике:
- отсутствие контроля над своей речью
- непонимание того, что говорят окружающие
- компенсаторные процессы в виде многословия
- в начале развития болезни на протяжении полтора или двух месяцев человек произносит спонтанные наборы звуков и слов, что называется в медицинской литературе жаргонафазией
- в начале болезни речь не имеет смысла для окружающих
- после выше описанного этапа наступает логорея, человек использует вербальные и литеральные парафазии
- писать человек может с трудом или вовсе не может
- навыки чтения сохранены
Симптомы акустико-мнестической афазии:
- услышанная информация «не задерживается в мозгу»
- непонимание длинных фраз
- неспособность повторить 3-4 услышанных подряд слова
- человек не способен говорить сразу с двумя/тремя и более людьми
- повышение речевой активности
Амнестико-семантическая афазия имеет такую симптоматику:
- аномия (больной не помнит, как называется тот или иной предмет)
- сложные речевые обороты пациент не понимает или понимает с трудом
- теряется понимание причинно-следственных, пространственных и временных словесных оборотов
- человек не понимает слова, употребленные в переносном значении, метафоры и т.п.
- нарушение счетных операций
- непонимание прочитанного
Проявления динамической афазии:
- отдельные слова и словосочетания произносятся нормально
- повторение в норме
- невозможность спонтанной повествовательной речи
- человек мало разговаривает
- персеверации в речи
- эхолалия (повторение произнесенных собеседником фраз)
- сохранность арифметических операций, навыков письма и чтения текста