Умственная отсталость у детей
Содержание:
- Симптомы детской деменции
- Общая характеристика олигофрении
- Идиотия, возникшая из-за особенностей течения родов и раннего развития ребенка (до 3 лет)
- Прогнозы
- Симптомы
- Симптоматика, клиническая картина
- Предотвращение умственной отсталости у детей
- Симптомы и признаки умственной отсталости у детей
- Симптомы, признаки и характеристика
- Внутриутробное поражение плода
- Борьба за нормальную жизнь
Симптомы детской деменции
Симптомы и признаки слабоумия у детей и подростков различаются в зависимости от первопричины заболевания и интенсивности его развития.
Наиболее общими признаками детской деменции являются нарушение внимания, памяти, речи, девиантное поведение и быстрая утомляемость.
Дошкольники (до 7 лет)
Первым признаком слабоумия у детей младшего возраста и дошкольников является устойчивая утрата навыков, которые ранее были освоены и без труда применялись на практике.
Можно говорить об умственной отсталости, если ребенок:
- позже сверстников начинает ходить и говорить;
- забывает слова, неправильно строит предложения;
- выглядит неопрятно, не заботится о своем внешнем виде;
- испытывает равнодушие к внешнему миру;
- утрачивает привязанность к близким.
Движения малыша становятся расторможенными, преобладает приподнятое настроение. При дальнейшем развитии заболевания движения ребенка становятся менее дифференцированными и более однообразными.
Младшие школьники (7-11 лет)
Если в дошкольном возрасте легкое слабоумие распознать довольно сложно, то в школьные годы заболевание заявляет о себе более уверенно:
- учащийся с трудом усваивает новый материал;
- медленно пишет и читает, не может решить логические задачки;
- не понимает смысл пословиц и поговорок;
- не может воспроизвести содержание только что прочитанного текста;
- забывает слова, с трудом строит предложения;
- неадекватно реагирует на слова и поступки окружающих;
- быстро устает, часто ощущает апатию и вялость.
Приобретенные ранее навыки и речь сохраняются надолго, но память работает избирательно. К примеру, дошкольник может по порядку назвать дни недели, последовательность времен года, но перепутать цвета.
Юноши и девушки (11-18 лет)
Каковы симптомы деменции в 15 лет? В этом возрасте слабоумие можно распознать по следующим признакам:
- ребенок не усваивает социально-правовые нормы;
- не следит за собой, выглядит неопрятно;
- теряет интерес к хобби и ранее любимым видам деятельности;
- начинает одержимо коллекционировать ненужные вещи;
- все его игры становятся однообразными, с постоянно повторяющимися действиями;
- плохо запоминает информацию, мыслит поверхностно, испытывает проблемы при выполнении домашних заданий.
Симптомы слабоумия косвенно зависят от темперамента ребенка, состояния его здоровья, наличия сопутствующих заболеваний, социально-бытовой стороны его жизни и некоторых других факторов.
О симптомах умственной отсталости в этом видео:
Общая характеристика олигофрении
В большинстве случаев тяжелую степень диагностируют в первые три года после рождения малыша, другие формы патологии выявить на начальной стадии затруднительно, так как для тестирования способностей к соцадаптации и мышлению необходима «зрелая» психика. Сразу после появления младенца на свет можно определить только задержку развития.
Существует определенная классификация олигофрении. Выделено 3 степени патологии – дебильность, имбецильность, идиотия, а также болезнь делится на 2 группы. В первую входят те, кто «получил» олигофрению по наследству. Во второй объединены эндокринные патологии, умственная недоразвитость, болезни инфекционного характера, отравления организма, травмы головы. По происхождению патологию делят на 4 группы:
1. Эндогенная (наследственная). Олигофрению вызывают дефектные родительские гены. В эту группу входят больные микроцефалией, синдромом Дауна с серьезными заболеваниями костей и кожи.
2. Внутриутробная (фето- и эмбриопатия). В эту группу вошли все виды слабоумия, вызванные перенесенными женщиной инфекциями (любого характера) в период беременности, гемолитическими патологиями плода.
3. Перинатальную (в процессе родов). Сюда относят всех малышей, у которых слабоумие было спровоцировано различными травмами, асфиксией, гипоксией либо перенесенным ребенком до 3 лет менингитом, энцефалитом или вследствие черепных и мозговых повреждений.
4. Перинатальная (после родов). К ней относится пациенты с недостаточностью психического развития, вызванное основными врожденными патологиями (например, эндокринными болезнями, нарушениями работы мозга и т. д.).
Олигофрения – это недостаточное развитие интеллекта, психики. Чаще используются более корректные выражения – психическая задержка либо недостаточность. Олигофрения имеет не одну классификацию.
Чаще всего используется предложенная Певзнером, который выделяет пять видов заболевания:
1. Не осложнённое с уравновешенностью ЦНС. Отклонения в общем развитии – без грубых нарушений, эмоциональная и волевая сферы меняются неброско и частично. Ребенок может выполнять определенные действия для достижения цели, если задание понятно. В привычной малышу обстановке внезапные всплески отклонений отсутствуют.
2. Заболевание с явным нарушением ЦНС (с торможением либо возбуждением). Нарушения сильно заметны в поведении. Работоспособность значительно снижена.
3. Сбои в работе анализаторов, когда одновременно поражена кора и мозговая система. При этом наблюдаются небольшие дефекты в зрительной, слуховой и опорно-двигательной системах. Наиболее неблагоприятно слабоумие отражается на речи.
4. Психопатоподобное поведение. Выявляются сильные нарушения в волевой области, эмоциональной. Оказываются недоразвиты личностные компоненты, снижается критичность в отношении себя и других людей, усиливаются влечения. Такие больные подвержены неожиданным аффектам.
5. С недостаточностью в лобной части. Сочетание нарушений познания, личности и моторики. Заболевания характеризуется вялостью, беспомощностью, безынициативностью. Речь отличается многословием, но несодержательна, подражательна. У больных сильно нарушена психика, нет активности, в том числе и в достижении целей, они не могут оценить ситуацию.
К дифференцированным олигофрениям относятся:
️ микроцефалия;
️ токсоплазмоз;
️ фенилпировиноградная;
️ Лангдона-Дауна;
️ пилвиаднная, сочетаемая с дискератозом;
️ рубеолярная эмбриопатия;
️ олигофрения, появившаяся на фоне «+» резус-фактора;
️ резидуальная.
Все олигофрены имеют стойкое нарушение психики. Это особенно заметно в познавательной сфере, при логическом мышлении. Однако такие больные отличаются глубоким своеобразием даже личностных проявлений. К нормальным детям олигофрены не приравниваются, но в легкой стадии дебилизма могут вести сносное существование и даже относительно нормально развиваться.
Идиотия, возникшая из-за особенностей течения родов и раннего развития ребенка (до 3 лет)
Самыми частыми причинами возникновения глубокой УО при осложненных родах являются асфиксия плода (недостаточность кислорода), кровоизлияния в мозг, черепно-мозговая травма (использование вакуумной помпы или щипцов), перенесенные в раннем детском возрасте заболевания головного мозга (менингит, энцефалит).
Вообще, заболевания, при которых наблюдаются нарушения сознания, судороги, высокая температура существенно увеличивают риск возникновения УО даже глубокой формы. Причем если ребенок недоношенный или переношенный, то риск осложнений во время родов существенно возрастает, следовательно, и опасность травмы плода также пропорционально увеличивается.
Следует особенно отметить, что возраст ребенка имеет существенное значение, то есть чем младше ребенок, тем выше риск нарушения психического развития от перенесенных заболеваний.
Поэтому так важна ранняя диагностика и своевременное лечение возникших заболеваний у детей.
Прогнозы
С ребёнком, у которого была диагностирована тяжёлая форма заболевания (например, идиопатия), придётся трудно. Но при правильном подходе, должном уходе и соответствующем лечении прогноз для тех, у кого лёгкая или средняя степени, если не благоприятен, то удовлетворителен.
- Пожизненная неполноценность интеллекта, но в различной степени.
- Неизлечимые психические расстройства.
- При выраженной имбецильности и идиотии — инвалидность.
- При облегчённых формах малыш сможет проявлять определённый интерес к сверстникам, игрушкам, освоит простейшие навыки самообслуживания, которые пригодятся ему в жизни и облегчат её.
- В спецшколе методы лечебно-коррекционной педагогики позволят ему овладеть начальными навыками счета, чтения, письма, ручного труда, рисования.
Чтобы не столкнуться со всеми этими проблемами, требующими немало сил и терпения, гораздо проще своевременно заниматься профилактикой, чтобы никогда не узнать на собственном опыте, что это за диагноз.
Симптомы
Признаки олигофрении у детей могут различаться в разные возрастные периоды.
Самые яркие проявления наблюдаются в шестилетнем возрасте. Дело в том, что некоторые признаки можно наблюдать и в более раннем возрасте, однако родители могут их принять за особенности характера. Также стоит учитывать, что то, насколько сильно будет выражено заболевание, зависит от области поражения мозга. Поэтому признаки олигофрении могут возникать даже в первые месяцы жизни крохи.
- Для новорожденных характерны такие симптомы:
- повышенная раздражительность;
- склонность к судорогам;
- мышечная слабость;
- неправильные пропорции;
- большой череп;
- визуальные дефекты лица (например, заячья губа или приплюснутый нос).
- Для грудных детей характерно:
- отсутствие любого интереса ко всему вокруг;
- нет желания контактировать с ровесниками;
- сложности в понимании разговора взрослых;
- трудности с воспроизведением слов;
- ребенок не способен повторить увиденное действие.
- Для малышей в дошкольном возрасте характерны:
- сложности с выполнением простых задач, например, лепка;
- наблюдаются однообразные действия.
- У школьников:
- нарушенная способность распознавания предметов и их свойств;
- дети имеют хаотичную активность;
- искажается получаемая информация;
- нарушаются речевые навыки;
- снижается память;
- возможно полное отсутствие образного мышления;
- нет чувства сопереживания.
Симптоматика, клиническая картина
Пациент не может делать логические выводы, устанавливать связи между понятиями, явлениями, не способен проводить аналогии, понимать метафоры, мышление конкретное, уплощенное, скудное в плане широты. Внешние признаки — это скудность интересов, неспособность к обобщениям, выстраиванию причинно-следственных связей. Нарушение хорошо видно при проведении специальных тестов.
Возможно резкое прекращение мыслительной активности, пусть и недостаточной для решения конкретной задачи или ответа на вопрос. Через несколько секунд все возвращается в норму. Но вернуться к последней мыслительной операции страдающий уже не может, что типично для умственной отсталости.
Как правило, страдающие хорошо запоминают простые однозначные факты: цифры, имена. Но не способны усвоить большой или даже незначительный объем информации по контексту, чтобы потом пересказать суть пусть и своими словами, но без искажения смысла. На фоне дебильности такая проблема замечается в меньшей степени.
Проблемы с переключением внимания, его концентрацией
Малый словарный запас, скудный лексический строй, невозможность нешаблонного построения высказываний. Склонность к повторению одного и того же, зацикленность на мыслях, застревание. Все эти типичные черты нарушения.
Пациент не способен адекватно выразить свои эмоции, потому как спектр переживаний в один и тот же момент не столь широк, как у здоровых. В запущенных случаях аффект еще беднее. Ограничивается парой стереотипных реакций на внешние раздражители.
Отсутствие целеполагания, недостаточность волевой сферы
Волевые усилия возможны спонтанно, после всплеска эмоции. Рациональная составляющая мышления ослаблена или полностью отсутствует. Инициатива невозможна, потому больные инертны. Легко попадают под чужое влияния. Имеют сниженную критику к услышанному, увиденному, легко поддаются на провокации, пропагандистские лозунги. При сохранной дееспособности становятся жертвами мошенников.
Склонность к социальной изоляции
По причине особенностей психики, быстро нарастает аутизация, уход в себя, общее отсутствие интересов и воли к жизни. Не всегда человека можно «вытащить» из этого инертного, безвольного и апатичного состояния. На фоне легких степеней расстройства проблема более актуальна, потому как в силу сохранности интеллекта по большей части, страдающий вполне осознает собственные проблемы, неполноценность ума.
Неуместные эмоциональные реакции
В результате отсутствия эмпатии, понимания эмоций других и практически полного отсутствия навыков коммуникации.
Общие проблемы с обучаемостью
Названные проявления встречаются при всех формах, так или иначе.
Первичным дефектом при олигофрении является интеллектуальный дефицит, прочие явления наслаиваются на основное отклонение. Стадии определяют глубину нарушения. Так, если при дебильности речь скудная, но правильная и понятная, то при идиотии способность говорить отсутствует вообще. В лучшем случае мычание, нечленораздельные звуки.
Предотвращение умственной отсталости у детей
Генетическое консультирование может помочь парам с высокой степенью риска понять возможные риски. Если у ребенка есть умственная отсталость, оценка этиологии может обеспечить семью соответствующей информацией о риске для будущих беременностей.
Пары высокого риска, которые хотят иметь детей, часто проходят пренатальное тестирование, что позволяет им рассмотреть возможность прекращения беременности.
Тестирование включает:
- амниоцентез,
- УЗИ,
- определение в материнской сыворотке α-фетопротеина.
Амниоцентез или биопсия хориона может выявить наследственные метаболические и хромосомные нарушения. Амниоцентез показан для всех беременных >35 лет.
Вакцину против краснухи получают все, что элиминирует врожденную краснуху как причину. Вакцина против цитомегаловирусной инфекции пока разрабатывается.
Симптомы и признаки умственной отсталости у детей
- явная умственная отсталость;
- недостаточное развитие и значительное отставание в развитии во всех областях, например, двигательное развитие, развитие опрятности, развитие речи;
- поведение, не соответствующее ситуации, вплоть до тяжелых нарушений поведения;
- частые отклонения в поведении: гиперактивность, стереотипные движения или членовредительство, энкопрез и энурез, импульсивно-агрессивное поведение.
У некоторых детей с легкой умственной отсталостью узнаваемые симптомы могут явно не проявляться до дошкольного возраста. Однако ранняя идентификация является общей для детей с умеренной до сильной умственной отсталостью и детей, у которых умственная отсталость сопровождается физическими аномалиями или признаками состояния (церебральный паралич), которые могут быть ассоциированы с конкретной причиной умственной отсталости (перинатальной асфиксией). Отставание психического развития, как правило, очевидно в дошкольном возрасте.
Некоторые дети могут иметь церебральный паралич или другие моторные дефициты, задержку речи или потерю слуха. По мере созревания детей у некоторых развиваются тревоги или депрессии, если они отвергнуты другими детьми или обеспокоены осознанием того, что те видят их отличие и неполноценность. Хорошее ведение, в т.ч. школьные программы, могут помочь максимизировать социальную интеграцию, тем самым минимизируя такие эмоциональные реакции.
Поведенческие расстройства являются причиной большинства направлений к психиатру и помещения в различные учреждения для людей с умственной отсталостью. Поведенческие проблемы часто ситуативные, и провоцирующие факторы, как правило, могут быть идентифицированы. Факторы, предрасполагающие к неприемлемому поведению, включают:
- отсутствие подготовки к социально ответственному поведению;
- непоследовательность дисциплины;
- усиление ошибочного поведения;
- нарушенную способность общаться;
- дискомфорт от сосуществующих физических проблем и психических расстройств.
На качество услуг, оказываемых подобными учреждениями, влияют перенаселенность и нехватка кадров.
Симптомы, признаки и характеристика
Как определить умственную отсталость у ребенка? Особенности симптоматики тесно связаны с уровнем интеллекта.
Дебильность
Если IQ находится в верхних границах, распознать патологию у ребенка в раннем возрасте затруднительно. Родители могут заметить, что ребенок поздно начал разговаривать, плохо запоминает цифры, буквы, но эти моменты могут остаться без внимания, так как подобное может быть и вариантом нормы.
Когда малыш попадает в школу, признаки неполноценности проявляются ярче. Он отстает от сверстников, ему сложно научиться писать и читать.
Правила русского языка также даются ему с трудом, а особенно сложным предметом становится математика. Не развивается способность оперировать абстрактными понятиями либо выражена крайне плоско и слабо.
В характере часто преобладает либо добродушие и дружелюбие, часто чрезмерное, либо агрессия, раздражительность, нелюдимость.
У подростков и детей в предподростковом возрасте может наблюдаться повышенная тяга к онанизму.
Они легко попадают под чужое влияние, поэтому могут стать асоциальными, совершать преступления по указу тех, кто ими руководит, склонны к развитию патологических зависимостей (наркомания, алкоголизм, игромания и другие).
Речь замедлена, словарный запас маленький, ребенку крайне сложно пересказать прочитанную информацию. Но в примитивных бытовых моментах дети не испытывают сложностей, поэтому прогноз в плане адаптации обычно положительный.
Имбецильность
Так же, как и в случае с легкой степенью, этот вид умственной отсталости не всегда можно выявить в раннем возрасте.
Если у ребенка тяжелая степень умственной отсталости, родители могут отмечать нарушения еще во младенческом возрасте: малыш апатичен, меньше, чем его сверстники, интересуется игрушками либо не интересуется ими совсем, поздно начинает лепетать и гулить.
Могут отсутствовать эмоциональные реакции при контакте со взрослым, характерные для детей первых месяцев жизни.
Мимика у детей выражена слабо, их лица выглядят застывшими, также они реже моргают. Эту разновидность часто сопровождаются другими нарушениями: уродствами, недоразвитостью внутренних органов.
Отмечаются проблемы с координацией движений. Дети малоактивны, их движения сдержаны, наблюдается скованность, угловатость. Мелкая моторика нарушена, поэтому манипуляции с предметами маленького размера затруднены либо невозможны.
Дети безынициативны, мало интересуются окружающим миром, много едят, рано начинают онанировать, их кругозор крайне ограничен.
Присутствуют выраженные нарушения когнитивных функций — памяти, внимания, воли и других.
Лексикон состоит из 200-300 слов, но речь других людей они воспринимают относительно неплохо. Мышление шаблонное: дети не способны делать самостоятельные выводы и оперируют заученными фактами.
Они плохо запоминают людей, за исключением тех, которые контактируют с ними регулярно, легко внушаемы, быстро привязываются.
Идиотия
Характерные признаки глубокой степени умственной отсталости в возрасте до года:
- ребенок не интересуется окружающим миром, не контактирует с игрушками, пассивен;
- эмоциональный ответ при контакте с матерью и другими близкими людьми не наблюдается;
- практически не запоминает людей;
- поздно начинает улыбаться, мимика крайне бедна, практически отсутствует;
- не воспринимает обращенную к нему речь;
- моторика нарушена.
Такие дети не начинают разговаривать, когнитивные функции серьезно нарушены: внимание рассеяно либо не наблюдается, мышление примитивно либо отсутствует, память практически не развита. Психическая деятельность базируется на безусловных рефлексах и основных биологических потребностях
Сформировать условные рефлексы не представляется возможным, за исключением пищевых условных рефлексов
Психическая деятельность базируется на безусловных рефлексах и основных биологических потребностях. Сформировать условные рефлексы не представляется возможным, за исключением пищевых условных рефлексов.
Эмоциональный интеллект не развит: из их поведения можно вычленить лишь две базовые реакции, возникающие при дискомфорте (агрессия, крик) и при удовлетворении потребностей, получении удовольствия (улыбка).
Дети постоянно тянут руки и предметы в рот, много и активно едят. Обучить их чему-либо крайне затруднительно, они нуждаются в постоянном уходе и контроле.
Внутриутробное поражение плода
Существует более четырехсот экзогенных (внешних) факторов, неблагоприятно воздействующих на процесс созревания плода. Перечислим основные причины, способствующие возникновению умственной отсталости:
- Гипоксия плода при наличии у матери заболеваний сердечно-сосудистой системы, болезней печени и почек, эндокринных расстройств
- Резус-конфликт при несовместимости по Rh-фактору. При отсутствии в крови женщины резус-фактора и наличии его у мужчины ребенок становится Rh-позитивным, а организм матери начинает вырабатывать антитела к эритроцитам плода, разрушая их. Развивающийся в результате этого эритробластоз довольно часто приводит к повреждению головного мозга. В результате может развиваться умственная отсталость, различные неврологические расстройства, снижение слуха и зрения. К таким же нарушениям может приводить и несовместимость по факторам крови
- Различные инфекционные заболевания матери, передающиеся плоду. Среди них – краснуха, грипп, сифилис, токсоплазмоз, листериоз, цитомегалия. В большинстве случаев антитела матери защищают плод от инфекции, но в 2-5% случаев этот механизм не срабатывает
- Интоксикация плода при воздействии на него химических вредностей – алкоголя, наркотических веществ, свинца, некоторых лекарственных препаратов – гормональных, противоопухолевых, психотропных, сульфаниламидов и некоторых других. Не стоит забывать и про никотин
- Нерациональное питание матери (низкокалорийное, недостаток белка, витаминов, голодание) также нередко становится причиной, провоцирующей развитие умственной отсталости
- Негативное влияние на организм беременной различных физических факторов – рентгеновского излучения, радиации, высокой температуры, травматических повреждений, заболеваний матки
- Влияние острых и хронических стрессовых воздействий на организм беременной.
- Недоношенность или переношенность плода.
Борьба за нормальную жизнь
Лечение умственной отсталости осуществляется как посредством психолого-педагогической коррекции, так и медикаментозно. В последнем случае активно используют ноотропы, к тому же работа с причинами заболевания на ранних стадиях может предотвратить психическое недоразвитие.
В целях развития детей с умственной отсталостью ноотропы стали играть большую роль. Часто рекомендации врачей включают не только ноотропный препарат, но и сосудорасширяющий. Кроме того, обязательно включение в лечение приема витаминов группы В, которые способствуют улучшению метаболических процессов в центральной нервной системе, что положительно сказывается на течении умственной отсталости.
Рекомендуем: Когнитивное развитие — это
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Причины возникновения умственной отсталости и сопутствующие факторы влияют на процесс лечения. В последние годы, если не помогают лекарственные препараты, для лечения тяжелой и глубокой стадии предлагают использовать хирургическое вмешательство. К нему относится пересадка эмбриональной ткани или стволовых клеток в некоторые участки мозга.
Детская умственная отсталость легкой и умеренной степени при условии работы с проблемой поддается значительной корректировке. Особенности развития людей с интеллектуальными нарушениями диктуют свои правила в обучении. Воспитание детей и их обучение должно вестись с оглядкой на задержку развития интеллекта и адаптивных навыков, нужно формировать базовые навыки и умения для того, чтобы ребенок смог идти дальше:
- Тренировка кратковременной памяти.
- Обучение детей связыванию информации в смысловые блоки.
- Тренировки на определение главных и второстепенных элементов.
- Научение переносить выявленные методы в другой контекст.
- Работа с ребенком относительно адаптивного поведения (социальные нормы; навыки, необходимые в повседневной жизни, и прочее).
- Обучение навыкам самоопределения.
Обучение детей с умственной отсталостью стоит проводить в игровой форме, так как в основном у них преобладает непроизвольное внимание. Игры для детей с умственной отсталостью должны соответствовать нескольким критериям:
- Обучение рациональным приемам запоминания.
- Эмоциональность, поощрение успеха, создание направленности на включение в деятельность.
- Игровая цель может быть достигнута только при усвоении необходимого материала.
- Организация игр должна способствовать развитию самостоятельности.
- Большое количество повторений.
- Развитие сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
- Формирование поисковой активности, уход от простого перебора вариантов.