Кризис первого года жизни ребенка

Разрешать или запрещать?

Слезы и крики малыш начинает использовать для того, чтобы добиться желаемого результата. В психологии это называется манипуляторным плачем. Конечно, родителей это выводит из душевного равновесия, они готовы на все, лишь бы прекратить эти душераздирающие вопли.

Однако манипуляторный плач – необходимый и закономерный этап в развитии маленького человека. Таким образом он проверяет, насколько прочны социальные рамки и чего можно добиться плачем. У малыша обязательно должны быть некоторые запреты и рамки желаний. Вседозволенность тяжела не только для родителей, но и для самого ребенка. Однако для любых запретов должны быть четкие логические основания. Запреты могут касаться того, что представляет опасность для жизни и здоровья, они могут быть связаны с вашей работой или тем, что вам очень дорого.

Если запретов слишком много, часть из них перестает соблюдаться. В таком случае, вполне возможно, ребенок решит нарушить именно тот запрет, который для вас окажется наиболее важным. Значительно легче регулировать поведение ребенка, просто убрав запрещенные вещи из его поля зрения.

Известный английский психоаналитик Винникотт заметил, что если мама оставила на полу пакет с гречкой, и его тут же рассыпал восьмимесячный ребенок, винить в этом стоит скорее маму, а не ребенка. Винникотт советует, чтобы в доступных для малыша ящиках лежали только те вещи, которые ему позволено трогать. Можно даже некоторые «безопасные» ящики оставлять открытыми. В таком случае у ребенка вряд ли возникнет необходимость лезть в сервант с вашим парадным сервизом.

Кризис 2–3 лет

«Самостоятельность или неуверенность?»

Дети учатся ходить, управлять своим телом: привыкают пользоваться туалетом, питаются за общим столом и постепенно становятся всё более независимыми. И эта «свобода» их манит: нужно всё потрогать, схватить, раскидать, то есть изучить. Дети становятся капризными и требовательными, потому что хотят понять, как управлять родителями, как сделать так, чтобы они по‑прежнему выполняли все их желания. А у родителей другая задача — научить ребенка управлять не миром, а собой. Самому ходить на горшок, самому есть, самому уметь останавливаться, слышать родительское «нет», реагировать на запреты и ограничения. Это трудное ­время.

Требовательным двухлетним «террористам» нужны разумные ограничения, когда «нельзя» — это всегда «нельзя», и адекватная степень свободы. Родителям стоит набраться терпения и подождать, пока «Я сам» моет руки, метет веником, открывает ключами дверь. Так рождается уверенность в своих силах, первое «я могу!» и самостоятельность. В результате ребенок стремится управлять собой, а не манипулировать родителями

Но поиск «родительской кнопки» характерен для всех трехлеток, поэтому очень важно не перегнуть с наказаниями, не проявлять физической агрессии, не стыдить ребенка, не унижать, ведь пока он умеет очень ­мало

Чем жестче вы «вбиваете» в него правила, чем чаще вините в проступках, чем больше будет критики и насмешек над «неряхой» и «грязнулей», тем более неуверенным и неуправляемым может стать человек в будущем. Такой взрослый будет вынужден спорить с правилами и законами, доказывать своё право на уважение, видеть угрозу своему достоинству в любом косом взгляде и приказе начальства. Корни деспотизма, агрессивности, тотальной неуверенности также часто лежат в этом ­периоде.

«Четверть века» и новые вопросы

Следующий возрастной кризис ученые относят к возрастному периоду примерно в 20-25 (по другим классификациям – 30) лет. Уже упомянутый Эрих Эриксон называет его «ранней зрелостью», так как в это время молодые люди уже начинают задумываться о дальнейших судьбоносных решениях в своей жизни – построении карьеры, создании семьи, а также подводят первые итоги.

Главными остаются все те же вопросы самоопределения, самоактуализации, возникает потребность в самоуважении. Известный американский психолог, основатель гуманистической психологии, Абрахам Маслоу, считал движение в сторону самоактуализации залогом психологического здоровья .

В целом он описывал самоактуализацию и как процесс роста и развития личности, и как способ этого роста, и как результат этого роста. Последнее он считал привилегией людей зрелого возраста, но старт самого процесса психолог относил как раз к молодому возрасту.

Кризис 30 лет сегодня «переполз» на более ранний возраст, но нынешнее поколение 30-летних окрестили «поколением Питера Пена» за нежелание вырастать, тогда как 25-летние переживают кризис самоактуализации в полной мере.

Поиски себя в этот период неизбежны без сравнений с другими – будь то окружение человека, либо герои любимых фильмов и сериалов того же возраста. Но тут появляется соблазн – найти модель для подражания, либо же наоборот отрицать все общепринятые нормы. В обоих случаях конструктивного решения быть не может, ведь рано или поздно придется сделать собственный выбор, и чем позже, тем больше вероятность, что кризис затянется.

Четвертьвековая отметка в сегодняшних реалиях сдвинула проблемы бывших 30-летних в свою сторону. Многие жизненные ценности и возможности потерпели существенные изменения за последние 15-20 лет.

До 25 молодые люди успевают поработать на нескольких работах, ведь традиция не менять работодателя десятилетиями замята в прошлом (если не считать, например, японскую модель общества). Но при этом они остаются потерянными – на чем они все-таки хотели бы остановиться? В этом случае может помочь составление списков и расставление приоритетов – в жизни в целом и в отдельных ее сферах. Таким образом будет проще поставить конкретные задачи и определиться с шагами на пути к их воплощению. Это и будет тот самый важный шаг на пути к самоактуализации.

Кроме того, в этот период часто обостряется ощущение одиночества, экзистенциального вакуума и социальной изоляции, которые связаны с вышеописанными проблемами самоактуализации и самоопределения. Главный совет, который психологи дают 25-летним – не сравнивайте себя с другими.

В этом аспекте придется постичь дзен, так как в эру соцсетей, где все выкладывают только самую лучшую сторону своих жизней, такое умение впору считать суперспособностью. Важнее всего понять и выделить, что нужно и интересно именно вам, а не навязано окружением, друзьями, родными. Это поможет упорядочить мысли и определить дальнейший вектор движения – от пересмотра своих хобби и привычек до покорения карьерной лестницы.

Кризис четверти жизни – это чаще всего переоценка ценностей и подведение первых итогов, которые не приводят к клинической депрессии, а являются площадкой для новых стартов и начинаний.

Причины развития кризиса одного года

Появлению кризиса первого года жизни способствуют различные изменения, которые ребёнок приобретает в годовалом возрасте. Особенность этих изменений состоит в том, что их образуется сразу много, и они затрагивают самые разные сферы жизни ребёнка. Определяющими факторами для появления кризиса первого года жизни исследователи считают ходьбу, развитие автономной речи, мотивирующие представления и представление о себе. Можно сказать, что младенец в годовалом возрасте «резко становится человеком», к чему он, однако, не подготовлен в полной мере, из-за этого его биологическая природа, существенно видоизменённая, вступает в противоречие с социальной, которая ещё только начинает формироваться.

  • Ходьба прежде всего изменяет отношение ребёнка к окружающему миру. Если ребёнок ходит (или хотя бы активно ползает), то он приобретает способность дотянуться до всех предметов, оказывающихся в зоне его доступа, может взять их и манипулировать ими, не дожидаясь родительского сопровождения. Разнообразие предметов увлекает маленького ребёнка, и особого внимания заслуживают предметы, которыми пользуются взрослые. Способность свободно перемещаться к интересующим предметам может создавать ситуации, когда здоровье и жизнь ребёнка оказываются под угрозой, он также может испортить семейное имущество.
    Стандартной реакцией родителей в этих ситуациях становится запрет. Он приводит к дискомфорту; ребёнок «чувствует» своё желание, он не согласен с тем, что ему кто-то препятствует. При этом запреты со стороны взрослых редко приводят к нужному результату; чаще всего ответом на них становятся так называемые гипобулические реакции, с помощью которых ребёнок выражает протест. Если воспитание ведётся неправильно, то такие реакции перерастают в гипобулические припадки – ребёнок плачет, кричит, падает на пол, отказывается ходить (если уже умеет это делать), в этот период происходит в некотором смысле регрессия поведения.
  • Автономная речь – характерный признак кризиса первого года жизни и одна из его причин. От обычной человеческой речи – социальной – она отличается тем, что не имеет грамматических правил, имеет собственную фонетическую структуру и семантику (так, одно и то же «слово» в этой речи может обозначать разные предметы и явления, имеющие нечто общее), такая речь понятна только небольшому кругу взрослых, постоянно общающихся с этим ребёнком. Своеобразие детской речи приводит к тому, что ребёнок, реализующий свою потребность в общении, часто остаётся непонятым, что также приводит к дискомфорту и порождает гипобулические реакции. К концу кризиса первого года жизни автономная речь сменяется социальной.
  • Мотивирующие представления. Впервые были выделены Л. И. Божович, ученицей Льва Выготского. Если раньше ребёнок действовал целиком под влиянием предметов, попавших в поле его восприятия, то теперь они уступают место образам, сформированным в его памяти. Эти образы сами начинают мотивировать ребёнка к тому или иному поведению, они могут привлекать его или отталкивать, нравиться или не нравиться ему. Это приводит к тому, что ребёнка уже невозможно отвлечь от какого-то занятия простым переключением внимания. Навязывание ребёнку того, что ему в данный момент неинтересно, вызывает отторжение и формирует гипобулические реакции.
  • Представление о себе, самосознание. Обычно формируется на втором полугодии жизни маленького ребёнка. Признаком появления такого представления считается узнавание себя в зеркале. Наличие самосознания означает, что ребёнок начинает понимать себя как действующее начало и осознавать последствия своих действий. В этот момент он может целенаправленно копировать поведение взрослых. Переживание себя проявляется и в общении со взрослыми, и в действиях с предметами.

Исследователи говорят, что в момент кризиса первого года жизни изменяется социальная ситуация развития ребёнка. Если в младенческом возрасте он контактировал с миром через посредничество взрослых, то теперь необходимость в этом посредничестве отпадает, ребёнок чувствует необходимость самостоятельного познания окружающего пространства. И излишнее вмешательство взрослых в его жизнь вызывает лишь агрессивную реакцию.

Кризис шести-семи лет: психология поведения ребенка

Ещё одна психологическая характеристика кризиса 6-7 лет – резкая реакция на критику. Особенно это касается родительских замечаний по поводу несовершенства школьных тетрадей или приготовленных домашних заданий. Детская реакция очень ценна тем, что они указывают родителям на неверность акцента их характеристик. Важен не столько результат в целом, а затраченные усилия и те победы, которые все-таки были достигнуты. Ведь из десяти написанных букв три действительно удались! Именно им рад ребенок, и он приглашает родителей разделить собственный триумф, а вместо этого получает «ценные указания» о недочетах.

Во время проявлений кризиса 6-7 лет у ребенка будьте начеку! Если школьник, особенно застенчивый, решается на конфликт — это ваш звездный час. Заняв правильную позицию именно в такие моменты, вы сможете помочь ему накопить опыт силы и спонтанности. Ваша задача — не подавить конфликт, а выразить понимание и не допустить грубости с обеих сторон. Уточню: вам в такие моменты необходимо выбрать не позицию попустительства и не позу грозного родителя. Вам необходимо поддержать в ребенке потребность в отстаивании своего «я», но не допустить хамства, подсказать, каким образом можно проявлять гнев и отстаивать себя, не обижая при этом другого.

Совет психолога:

Иногда родители характеризуют поведение своих детей 6-7 лет появлением капризов, которых раньше не было. Такое поведение типично далеко не для всех и может быть связано с индивидуальной высокой тревожностью или перегрузками.

Совет психолога:

Учитывая психологические особенности кризиса 6-7 лет, внимательно отнеситесь к режиму ребенка, количеству безусловной любви и присутствию в жизни ребенка успеха похвалы. Следите, чтобы ребенок соблюдал режим дня. Помните, что в этот трудный период поток родительской безусловной любви не должен иссякнуть несмотря ни на что. Кроме этого, обязательно хвалите своего первоклассника

Хвалите за реальные победы, просто авансом и впрок, ведь ребенку необходимо ощущение успеха в новой, важной для него школьной деятельности

Трансформация самооценки во время кризиса приводит к повышенному вниманию к своей внешности и одежде. Ребенку хочется выглядеть взрослым школьником, а не каким-то там карапузом в коротеньких штанишках. Для моей дочери невероятным событием была покупка в магазине футболки, которая, по ошибке или по невнимательности, позиционировалась торговой наклейкой супермаркета как женская, а не детская. Историю об удивительной покупке взрослой футболки рассказывалась «на бис» в течение целой недели всем родственникам и знакомым.

Рекомендации психологов по преодолению кризиса 6-7 лет:

Уважайте выбор детей. Свобода выбора помогает ребенку встречаться со своей потребностью и ее реализацией

Это невероятно важно для формирования сильной, свободной личности

Обратите внимание на то, насколько часто мы, взрослые, выбираем за ребенка. С одной стороны, этого сложно избежать, ведь мы в ответе за его здоровье и жизнь

Но тем важнее и полезнее родителям задуматься, в какой сфере все-таки можно дать маленькому человечку самостоятельность. Пусть он принимает участие в выборе подарка другу, в покупке собственной одежды, продуктов для ужина. Опасения здесь излишни.

Во-первых, привлекать ребенка к выбору стоит в тех случаях, где это действительно возможно. Скорее всего, он не сможет купить качественное мясо, но выбрать печенье к чаю ему под силу. Во-вторых, наделяя его статусом взрослого в таких вопросах, вы сможете приводить взрослые аргументы при покупке. Например, приобретая вместе обувь, сможете заметить: «Знаешь, это очень красивые ботинки, но у них очень плохая подошва, смотри — клей виден, не прошиты…» Таким образом вы поможете ребенку не только почувствовать свою значимость при выборе, но и подскажете житейские секреты обоснования выбора.

Кризис первого года жизни ребенка. Почему дети капризничают?

В этот период окончательно формируются все способности ощущать физическое и психическое. Ребенок начинает видеть, с возрастом все четче. Учится различать отдельные объекты, запоминает голоса мамы и папы, учится улыбаться, хмуриться, использовать появляющиеся зубки – в целом, так создается его базис как полноценной личности.

Вместе с ростом ребенка растет и его мозг. Появляются новые нейронные связи, мозг излучает новые волны и, таким образом, обучается чему-то прежде неизвестному. Существует несколько так называемых скачков развития, в которые младенец растет психически. Это не связано с появлением у него зубов, подрастанием на несколько миллиметров или прочими внешними проявлениями роста. Психическое развитие происходит в мозге. В свое время ученые, проследив за развитием множества младенцев, выделили определенные недели таких скачков и расписали, что именно в них происходит.

К примеру, на восьмой неделе после рождения ребенок начинает видеть не просто цельные объекты, но и узоры на них. Обои, одеяльце, кроватка, одежда – в его глазах буквально каждый предмет начинает выглядеть совершенно по-другому. Представьте, что однажды вы проснулись, а планета стала выглядеть иначе. При этом вы еще не связываете внешний вид предметов с их предназначением. То есть вы не можете сказать, что вот это шкаф, потому что внутри него одежда, хоть он и выглядит непривычно. Нет, для вас вся планета – новая, вы не представляете, что происходит, куда делось все привычное и как теперь жить. Мало какой человек не начнет паниковать в такой ситуации. Вот и младенцы, у которых только что перевернулся целый мир, становятся капризными.

Каждый скачок развития характеризуется повышенной плаксивостью. Это волнует многих родителей: кто-то думает, что их младенец вырастет вредным; кто-то считает, что он заболел

Малышу же просто необходимо повышенное внимание мамы. Он только что познал новую грань мира, он только что смог увидеть или сделать чуть больше, чем мог до этого

Это не увлекательно, младенец еще не способен осознать понятие увлекательности. Для него это очень сложно. Дети пугаются таких открытий и инстинктивно тянутся к единственному, что в этом мире осталось привычным и неизменным – к маме.

Что делать, если ребенок никуда не отпускает маму

Бывают ситуации, когда ребенок ни на минуту не отпускает от себя маму. Он ходит за ней как привязанный и начинает плакать, если он куда-то вышла. В раннем возрасте дети очень привязаны к своей маме. Им необходима уверенность, что мама всегда будет рядом, никуда не денется. Чтобы ребенок легче переносил разлуку с мамой, психологи советуют следующее:

Например, многие мамы любят «сидеть» в интернете, а ребенок играется рядом. Казалось бы, мама находится вместе с ребенком, видит его, но малыш чувствует, что он не с ним.

    • Проводите с ним время насыщенно, играйте, разговаривайте, говорите обо всем, а главное, что вы всегда будете рядом.
    • Не пугайте малыша, что уйдете и оставите его одного или отдадите кому-то, когда он плохо себя ведет

Это травмирует психику ребенка. Делает его уязвимым. Малыш должен чувствовать, что в любой ситуации мама с ним и любит его.

Обязательно говорите ему куда идете и зачем, даже если кажется, что он не понимает.

Если мама возвращается, когда малыш кричит и плачет, он это быстро поймет и будет манипулировать мамой.

Играйте с малышом в прятки

Так он привыкнет, что мама ненадолго пропадает и появляется снова и будет меньше бояться ее исчезновения.

Стоит проявить немного любви и терпения, ведь малыш быстро растет и меняется

Скоро он сможет обходиться и без мамы, но важно, чтобы он был всегда уверен в ее любви и заботе. Это поможет вырасти ему более уверенным в себе человеком

Как проявляется младенческий кризис в 1 год: основные признаки и характеристика

Ребенок познает мир в действии, в движении. У него пока нет возможности знакомиться с ним иначе (например, путем наблюдения). Он способен понять то, что предметы могут падать и разбиваться только путем сбрасывания их, но не путем зрительного анализа предметов и их свойств. Ребенок не способен рассуждать так: предметы имеют вес и падают вниз, если подвинуть на край стола — они потеряют устойчивость и упадут (поскольку предмет стеклянный, он, скорее всего, разобьется). Малыш просто двигает что-то к краю, повинуясь любопытству. Способность к обобщению у детей практически отсутствует, поэтому один упавший предмет не дает информацию о других предметах с аналогичными свойствами. Это действие малыш будет пробовать много раз. Нельзя ожидать от ребенка хода рассуждений подобно тому, который есть у взрослого.

Этот период кризиса одного года в возрастной психологии называют иногда «деструктивной фазой», «этапом разрушения». Ребенок может ломать предметы. Им движет исключительно познавательный интерес, не стоит приписывать ему нехороших намерений. Не нужно также ожидать, что он будет всегда следовать вашим запретам, если они касаются ограничения активности малыша.

Простой пример проявления кризиса: дети от 1 года до 2 дет часто рвут книги и вообще склонны пробовать на прочность все, что попадает им под руку. Это вызывает раздражение родителей, которые уже один (а чаще больше, чем один) раз объяснили, что этого делать «нельзя», потому что «книжки не рвут». Нужно правильно понимать импульс, который движет ребенком. Он вовсе не хулиганский: это игра с вещами. Ребенок сминает и рвет бумагу потому, что для него это удивительная вещь — как из одной формы под его руками получается совсем другая, и так до бесконечности. А потом то, что было целым, оказывается, можно разъединить — разорвать. Это удивительный для ребенка опыт. Основная характеристика кризиса 1-го года – жажда к познанию. Именно бесчисленное количество подобных опытов ведет к развитию мозга ребенка, ведь, по сути, в моменты таких вот действий он — исследователь, первооткрыватель. К тому же для ребенка это очень важный опыт собственного влияния на что-то — ему подвластна материя! И правила для этих действий у него совершенно свои. При этом резкая реакция родителей только пугает и возмущает его, отбивая к тому же желание действовать, повинуясь своему любопытству. Сердиться на ребенка, в период кризиса 1-го года жизни, который никак не поймет, что рвать книжки не нужно, — значит просто не понимать того, как видит мир ребенок, не учитывать особенности его возраста. Конечно, книги рвать нельзя, но их просто не должно быть в зоне досягаемости ребенка, пока он играет один. А если уж попалась ребенку дорогая вашему сердцу книжка, которую он планирует разорвать, постарайтесь забрать ее и дать взамен то, что можно смело порвать (например, старый журнал).

Нужно правильно понимать, что ребенком в его хаотичной (на взгляд взрослого) деятельности движет уникальное по своей полезности чувство — интерес. Психология развития кризиса 1-го года такова, что ребенок всегда что-то делает, чем-то занят. Ограничивать малыша — значит, гасить этот самый интерес, а это имеет долгосрочные последствия. Ребенок учится пассивности, становится тревожным или неуправляемым, привыкает не слушаться родителей. Дело в том, что сила этой природной тяги к исследованию очень велика, и желание изучать мир, постоянно двигаться очень мощное. Против него фактически бессильны запреты, поэтому ребенок их все время нарушает.

Другой важный факт, касающийся особенностей проявления кризиса 1 года, что движения ребенка в силу уровня его развития еще очень неточны, и управление своим телом (даже элементарная ходьба) — дело для него нелегкое. Малыш должен еще обжиться в своем теле, на учиться точно двигаться. И именно эта задача толкает его на постоянное движение, тренировку своих сил. Движение для ребенка — это процесс развития всех наиважнейших его систем. Кроме того, двигательная активность для ребенка еще и способ сбросить негативные переживания, которые он еще не умеет перерабатывать иначе.

Можно привести простой пример: ребенок карабкается на неустойчивую конструкцию (например, на лошадку-качалку). Дайте ему возможность самому сделать это, при необходимости просто подстраховав. Не стоит ни бросаться подсаживать, ни запрещать действие как опасное, если вы находитесь рядом. Просто чуть помогите ему, например, придержав саму лошадку. Не вставайте преградой между миром и активностью ребенка и не стремитесь все сделать для него, чтобы помочь. В данном случае лучший опыт для него — самостоятельное действие.

Кризис первого года. Признаки

  1. Малыш перестает слушаться родителей. Он может стать с ними очень требовательным и агрессивным. А еще он начинает избегать посторонних.
  2. Ребенок переполнен чувством уверенности, что все может делать сам, даже если ему не хватает умений.
  3. У ребенка очень часто меняется настроение. Малышу ничего не нравится, ему очень трудно угодить.
  4. Ярко проявляется противоречивость в поступках. Он обнимает, а затем сразу же кусает, щипает, бьет. Очень просит что-нибудь, а получая — выкидывает!
  5. На замечания в его адрес ребенок реагирует болезненно. Он становится очень ранимым и обидчивым.
  6. Довольно часто капризничает без причины. И не знает, чего хочет.
  7. Опять, как и в раннем младенчестве, боится упустить из виду маму. И ходит, зацепившись за нее.


Говоришь, нельзя еду разбрасывать?!

Что превращает малыша в совершенно неузнаваемого человечка? В чем причины кризиса и что же со всем этим делать?

Кризис 4–5 лет

«Что значит быть мальчиком или девочкой?»

В возрасте четырех-пяти лет дети узнают, как устроен мир, интересуются, какое место в нем отведено взаимоотношению полов. Игры в «дочки-матери», в рыцарей и суперменов, в «магазин», в «больницу» — все это отражает желание ребенка найти свое место в мире, понять, что несет в себе знание «я девочка/я мальчик»? Быть девочкой — это значит быть красивой, как принцесса, трудолюбивой как Золушка или жертвенной, как Русалочка? А мальчик — это кто? Тот, кто не плачет, ничего не боится, может дать всем «сдачи», или тот, кто умный, добрый и ­терпеливый?

Все наши гендерные стереотипы и ожидания закладываются в этот период и переносятся из отношений родительской пары. Девочка и мальчик внимательно наблюдают за поведением родителей, они чувствительны к их словам и оценкам. Таким как «настоящий мужчина никогда не позволит женщине нести сумки» или «настоящая женщина не нуждается в помощи, она всё может сама». Ребенок считывает отношения родителей между собой, их проговоренные и негласные ожидания друг к другу, и таким образом формируется его будущее отношение к людям своего и противоположного пола. Где та граница, чего я никогда не смогу только потому, что я мальчик или девочка? Почему мальчикам нельзя красить ногти, ведь это красиво? Почему девочке нельзя прыгать с гаража, ведь получается? Чем больше у родителей противоречивых чувств к полу ребенка, тем сложнее ему сформировать свое представление об этих ­нормах.

В современном обществе эти границы всё больше размываются, поэтому именно родители играют решающую роль в том, что будет понимать ребенок под словом «девочка/женщина» и «мальчик/мужчина». Чем больше он в детстве слышит негативных, обесценивающих фраз о том, что «все бабы дуры» и «мужики перевелись», чем хуже отношения между родителями, тем сложнее и запутаннее становится его личная жизнь в будущем. А если перед глазами есть пример довольно счастливых отношений родителей, когда каждый доволен своей судьбой и ролью, реализован и в семье, и в карьере, у ребенка нет мучительных переживаний относительно своего пола, — у него есть четкие ориентиры, как стать счастливым. Чтобы помочь ребенку успешно пройти этот кризис, родителям нужно ни много ни мало — всего лишь быть ­счастливыми.

Симптомы кризиса первого года жизни

Кризис одного года у детей легко определить по его характерным симптомам.

  • Прежде всего, ребенок становится беспокойным, упрямым, настырным, непослушным, требующим повышенного внимания.
  • Может ухудшаться его сон, общее состояние в течение дня.
  • Малыш может слишком много плакать («расстраивается по любому поводу»).
  • Ребенок отказывается делать то, что уже хорошо делал (например, держать ложку во время еды, ходить, садиться на горшок).
  • Резко увеличиваются новые формы поведения, появляются попытки самостоятельных действий и решительный отказ от выполнения необходимых процедур.
  • Появляется повышенная чувствительность к замечаниям — в ответ следует обида, недовольство, агрессия.
  • Наблюдается противоречивое поведение: малыш может попросить о помощи и тут же отказаться от нее.
  • Ребенок превращается в «мамин хвостик», боясь отпустить маму даже на пару минут.

Кроме того, ваше чадо уже хочет командовать вами, а не наоборот

Малыш осознает себя как личность, отдельную от мамы, и начинает проявлять характер, видя, что взрослым разрешено больше, чем ему.  Ребенок самостоятельно хочет выбирать время для игр и прогулок, игрушки, а может даже одежду, и что очень важно –  он хочет общаться

Однако, речевое развитие годовалого ребенка не позволяет ему выразить все, что хочется, а на непонимание со стороны родителей малыш может злиться, быть непослушным. Самостоятельность малыша в этот период проявляется по-разному. Он может обижаться, когда ему подсказывают, что делать с игрушкой или книжкой, пытается повторять за родителями их повседневные действия. И в этот момент вам необходимо обернуть процесс в свою пользу. Времени для этого будет достаточно, ведь кризисный период может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector